Александр Рогаткин. Он там, где война

Недавно канал «Россия 24» представил зрителям потрясающий репортаж «Окопная правда». Судя по многочисленным комментариям в Сети, он мало кого оставил равнодушным, даже тех, кто в последнее время считает просмотр телепрограмм пустой тратой времени. Автор ленты — военный корреспондент «Вестей» и телеканала «Россия» Александр Рогаткин.

В 2014 году он был назван Человеком года. Тогда отмечались его заслуги по итогам командировок в Иран и Сирию. Репортажи из пылающего Донбасса были впереди. Для всех российских телевизионщиков он — воплощение профессионализма и духа журналистов, операторов, режиссеров, всех тех, кто работает в пекле войны, кто за правду платит своей жизнью.

Трагедию на Украине Рогаткин начал снимать с Майдана, а далее все события на Донбассе: люди, попавшие в водоворот страшных событий, казалось бы, невозможная в наши дни гражданская война, слабеющие старики по подвалам, надежда и беспомощность. А вместе с тем мужество и достоинство защитников своей земли — вот темы отважного спецкора. Уверена, что даже те, кто абсолютно безразличен к украинской теме, пропустить этот материал не смогут. В нем он немногословен (зачем грузить зрителя авторским текстом?!), но какая энергия, какая глубочайшая способность сопереживать!

В его лице нет ничего героического. Саша больше смахивает на персонажей из добрых мультфильмов. Мощь внутри. Вот маленький кадр одного из его репортажей: с группой ополченцев он идет на переговоры с боевиками. В руках не автомат, не связка гранат — только белый флаг.

На что рассчитывали отважные парламентеры: на добрую реакцию противоположной стороны, мудрое вмешательство в ситуацию представителей ОБСЕ или перед глазами были только расчехленные стволы орудий? В тот раз никто не стал стрелять. Просто «враги» смотрели друг на друга и молчали. Было ясно — у каждого своя правда, и от нее ни те, ни другие не свернут.

Шли годы, война продолжалась с переменной интенсивностью. Политики, военные эксперты, депутаты всех уровней с обеих сторон встречались, обсуждали, высказывали громкие идеи, назначали временные перемирия — результатов ноль. Даже долгожданная смена власти на Украине, даже пылкие заверения молодого новоиспеченного президента утонули в лавине привычного пустословия.

Тележурналист Рогаткин решил пойти своим путем: собрал ветеранов войны с двух сторон поровну — от ЛДНР и ВСУ по три человека, тех, кто знает цену не только словам команды, но и каждому выстрелу, каждой потере. Эта встреча готовилась в партизанских условиях, сценария не было, и ее исход не мог предсказать никто. Все разрешилось неожиданно «назло всем бесам здешним и заокеанским». Договорились встретиться на телеканале «Россия 24». Впервые вопрос мира на Донбассе по обе стороны фронта обсуждали военные люди, которые устали убивать друг друга.

И все же поначалу это мероприятие выглядело достаточно тревожно и непредсказуемо. Хоть с украинской стороны не было радикальных националистов, гостей на всякий случай поселили в разные гостиницы. И вот они в телестудии впервые смотрели друг на друга не из окопа. Поначалу в эфире они прокричались, проругались, но лучше спорить и ругаться, чем стрелять друг в друга! А потом начали говорить, и сразу стало понятно, что у каждого — свой взгляд на кошмар войны, но едины все в одном — ее надо кончать!

Позиция ведущего встречу Рогаткина была для него обычной — он только изредка задавал короткие вопросы, больше слушал и наблюдал. Сразу заговорили о месте в этом конфликте группы АТО, созданной во время Майдана исключительно как антитеррористическая операция. Теперь это слово у простых украинцев ассоциируется, как большая беда. Не случайно. С точки зрения законодательства АТО проводится с целью спасения жизней мирных граждан. Но что законы для Украины? Вскоре туда включили сотрудников МВД, минобороны и регулярную армию. И уж совершенно непонятно, по чьему распоряжению туда попали отряды добровольцев, среди которых — со свастикой на рукавах…

Я умышленно не называю имена участников разговора. С обеих сторон они все — кадровые военные, у многих лица изуродованы шрамами. Причина их участия в военных действиях у каждого своя, кто-то не посмел отказаться от призыва, за семью боялся, кто-то был заморочен агитацией, заблудился, и теперь в голове — сплошная каша. Один из них сказал очень метко: «Среди военных дураков мало, но все они очень умно расставлены». Еще интересное мнение: «Войне когда-то придет конец. А что в итоге? Масса никому не нужных солдат, инвалидов. Все они станут для родной страны отбросами».

Приведу еще несколько интересных высказываний: «Есть на Украине партия войны, есть партия мира. Более 70% военнослужащих — за мир, с ними и надо объединяться». Или: «Ненависть к России зрела не на пустом месте. Украинские новобранцы гибли на своих же растяжках, домой их везли в гробах. Но все это списывали на Кремль. Были и другие цифры: многие пацаны умирали от алкоголя и наркотиков».

В конце встречи было принято решение: создать международную организацию ветеранов войны, когорту единомышленников, и этот разговор должен послужить началом общенационального диалога. Люди больше не верят власти, тем, кто в окопах, веры больше! Но и они в итоге оставили главный вопрос без ответа: прощать или не прощать? Мнения разделились. Одни считали, что если начать собирать в кучу все обиды и раны, никогда примирения не будет. Простить и начать все с чистого листа? А можно ли принять и закопать в памяти зверства фашиствующих молодчиков, которые бомбили дома мирных жителей, школы, больницы, метким снайперским прицелом уничтожали своих братьев?

Конечно, карательным батальонам «Азов», «Айдар» и прочим нет прощения! Что для этого должен сделать новый президент Украины? Прежде всего, признать эти формирования незаконными, расформировать, а дальше пусть ими занимается закон, в любом случае место им за решеткой! И что, тогда наступит всеобщий мир? Не знаю, возможно, должны пройти десятилетия (столетия?), пока из умов наших вчерашних добрых соседей будет вытравлен вредоносный угар. А пока ветераны АТО согласились с тем, что именно ВСУ шестой год бомбят Донбасс, война идет гражданская, а агрессор вовсе не Россия. На этом пока поставим многоточие…

Еще по теме: