Осенний урожай в рублях

Для депутатов Государственной думы закончились каникулы. На чем остановились парламентарии, что вызывает особую тревогу — об этом наш разговор с депутатом главного парламента страны Александром АВДЕЕВЫМ.

— Именно в весеннюю сессию было принято много документов, касающихся малого и среднего бизнеса. Что, в этом секторе экономики действительно так напряженно?

— Можно и так сказать. В первую очередь на весенней сессии речь шла об исполнении майских указов президента, в частности, о ходе реализации двенадцати национальных проектов.

Деньги выделены немалые, но важно, какой из проектов заработает что-то для страны. Медицина, образование, экология, демография, спорт и прочие, прочие? Нет. Заработать может в основном малый и средний бизнес, инвестиции в экономику, развитие несырьевого экспорта.

— Но у меня сложилось впечатление, что, к примеру, в нашем регионе налицо крупные подвижки. С созданием Агентства развития бизнеса в Калужскую область потянулись молодые предприниматели. К примеру, фирма «Том де Буа» по производству сыра в Медыни или производство шампиньонов в Дзержинском районе.

— Это действительно так. И на первом заседании парламента председатель Вячеслав Володин именно Калужскую область поставил в пример как образец экономического развития регионов. Созданные по инициативе губернатора Анатолия Артамонова институты развития по-настоящему работают. Руководитель Агентства Стефан Перевалов буквально водит за руку новичков по нужным кабинетам, помогая оформить бесчисленные бумаги, а главное — проторить дорогу к банковским льготам. Колоссальную работу с бизнесом проводит и наша Торгово-промышленная палата во главе с Виолеттой Комиссаровой. Но ведь так работать с МСП нужно не только в Калужском регионе — по всей стране.

Так что все же происходит с нашей экономикой? Откуда такое торможение, топтание на месте?

А известно ли вам, что малые предприятия, за исключением немногих, на грани разорения — остались только монстры? И дело даже не в дешевых кредитах, а в том, что стремительно снижаются доходы населения, отсюда нет и спроса. Это первое.

Второе — растет доля экономики государственных предприятий, малому и среднему бизнесу опять же остаются жалкие остатки.

Яркий тому пример — предприятия торговли. Много ли мелких магазинов, все больше сетевые да супермаркеты. То же самое и в строительной отрасли. Кстати, и у нас остались одни глыбы типа компании «Пик».

— Но ведь президент дает правительству конкретные поручения и обозначает жесткие сроки. Выходит, что и само правительство, и руководство на местах просто все это игнорируют?

— Иногда это выглядит и так. Вот вам конкретный пример: президентом еще десять лет назад было поручено «перестать кошмарить бизнес». Но реформа контрольно-надзорной деятельности так за эти десять лет и не закончена. Все препоны остались, большинство ненужных контрольных действий живут и мешают развитию предприятий.

— Получается невеселая картина. Но сможет ли изменить ситуацию внесенный в Государственную думу закон о формировании единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и создание государственной корпорации развития МСП?

— Да, такой реестр создается. Мы приняли этот закон в третьем чтении. С его помощью будет обеспечен открытый и регулярный доступ к сведениям о поддержке конкретного субъекта МСП. Новый закон позволит сделать также помощь более адресной, обоснованной и эффективной. На основе данных можно будет оценить результат и скорректировать объем поддержки.

Сегодня в стране зарегистрировано более пяти с половиной миллионов субъектов малого и среднего бизнеса, доля которого в ВВП страны составляет всего двадцать процентов. Создается единый институт по поддержке бизнеса, который позволит объединить его в одну структуру, она и будет способствовать сокращению количества административных барьеров.

Созданная корпорация займется оказанием финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической поддержкой. В ее задачи также будут входить оценка и мониторинг соответствия планов и т.д. Однако это лишь формы поддержки, но не устранение рисков ведения бизнеса в стране.

— Наверняка для этого будет создана парламентская рабочая группа. Без этого постоянного мониторинга все снова уйдет в песок. Тому есть масса доказательств. Что же главный парламент страны так робок?

— Не совсем с вами согласен. Однако давно идут дискуссии по поводу усиления роли Государственной думы в ряде ключевых вопросов. Это касается и формирования экономики, и кадровых перестановок.

Пока, к сожалению, мы в большинстве случаев ограничиваемся констатацией ситуации. А ведь сколько блестящих идей рождается в депутатском корпусе! Может, тогда будет наконец принято зрелое решение для нашей экономики, и мы получим ответ на вопрос, где зарабатывать деньги в двадцатом году и какая нас ждет экономическая политика.

Если будем делать верные шаги сегодня, а не плестись по вчерашней непригодной трассе, тогда нас ждет продвижение. Осенняя сессия для нас будет достаточно напряженной. Из всех вопросов главным, конечно, будет бюджет. Хватит ли на все денег — вот в чем вопрос.

— Для реализации майских указов президента нужен мощный прорыв. Никого не устраивает рост экономики менее чем на один процент в год. Необходимо этот показатель увеличить в два — три раза. Совершить его теми темпами, какие сегодня демонстрирует министерство экономики, не получится. Может, стоит рассчитывать на подрастающие молодые умы?

— Стоит. Но только надо учиться самим, и опыт Калужской области всем пример. Необходимо вкладываться в образование наших детей, они должны умнеть не потихоньку, а быстро адаптироваться к мировому уровню!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и пресс-службы Калужского правительства.