Поменяли физру на шахматы

Одно из новшеств этого года — введение предмета «Шахматы» в учебную программу первого класса. О том, как это делается, мы расспросили завучей калужских школ.

О том, что детей будут учить шахматам, речь идет не первый год. Замечено, что играющие в них более способны к аналитике и быстрому мышлению, им лучше даются математика и другие точные дисциплины.

Недостаток этих качеств у российских школьников, возможно, стал заметен еще и потому, что выросло поколение родителей, которые не знают, как ходят шахматные фигуры по доске. Если раньше взрослые играли с детьми в эту игру, то сейчас ситуация сильно изменилась.

Учебное пособие по шахматам в 1-м классе включает теоретические разделы, такие как история возникновения игры, значение фигур, ходы и тактические приемы, основные правила игры. На практической части дети будут обучаться записи партий, участвовать в шахматных турнирах и динамических играх.

Введение нового предмета началось в наших школах еще три года назад. Нашим учебным заведениям было рекомендовано в качестве эксперимента поставить в расписание шахматы со второго класса.

В этом году предмет стал обязательным для тех школ, которые еще не включились в эту систему. Наши первоклашки начнут заниматься шахматами раз в неделю. На обучение выделяется 33 часа в год. Предмет заменит один час физкультуры из трех.

И родители, и многие учителя восприняли нововведение положительно, потому что три физкультуры как-то не прижились в начальной школе. В то же время игру на 64 клетках не зря называют гимнастикой для ума — пусть и не в подвижной форме, но организм тренируется.

В большинстве городских школ, которые мы обзвонили, шахматы практикуют уже третий год. С учениками занимаются со второго класса. Общие и индивидуальные комплекты досок и фигур, а также учебные пособия были приобретены за счет общешкольных средств. Преподаватели физкультуры прошли курсы повышения квалификации с правом преподавания нового предмета.

В школе №12 шахматы вводятся в первом классе. Второго сентября родителям предложили оплатить комплекты приобретенных рабочих тетрадей, к которым добавились и рабочие тетради по шахматам.

В 45-й калужской школе приобретение пособий оставили на усмотрение родителей. Кто-то предпочел закупить тетради на печатной основе, другие классы обходятся без них, пользуясь электронной доской.

Отметки на этом уроке в основном не ставят, однако в 14-й школе по-прежнему стимулируют школяров с помощью пятибалльной системы, мотивируя тем, что шахматы — раздел физкультуры, следовательно, они подчиняются общим требованиям.

О том, как относятся к новому предмету в школах, можно судить по следующей информации от родителей. В одной из них из-за недостатка в преподавателях и кабинетах подумывают о том, чтобы разбить шахматный урок на два «блица» по 20 минут и проводить их перед началом основных занятий.

Введение шахмат в школьную систему пока трудно оценить с точки зрения полезности для дальнейшего обучения и общего развития. Выводы пока делать очень рано, но не хотелось бы, чтобы с этим предметом поступили так, как с третьим уроком физкультуры в начальной школе, — через несколько лет посчитали его избыточным и заменили на музыку, IT или другой более развивающий предмет.

Еще по теме: