Первые разочарования

Первая неделя в школе оказалась для первоклашки сплошным разочарованием. Там скучно, тяжело и учительница злая. Как помочь ребенку и поднять ему настроение?

В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и домашних, хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед. Грустно слышать слова первачка о том, что «мы в школе ничего не делаем, а только учимся».

Трудно опровергать его мнение о том, что считать до десяти и обратно неинтересно, потому что он это давно умеет.

Мы-то прекрасно понимаем, что сидеть три часа в тесном помещении трудно и нудно, но стоит ли объяснять ребенку, что первые классы не выпускают в коридор для их же безопасности? Школа переполнена, не дай бог старшеклассники собьют «мелкого» и тот получит травму…

В общем, после радостного первого сентября наступили школьные будни, и у ребенка, хотим мы этого или нет, начинается период приспособления к новым условиям и примирения с ними.

Адаптация обычно длится от нескольких недель до полугода и дольше. На нее влияют характер, уровень сложности, степень подготовленности ребенка к школе.

Однако кое-что зависит и от нас, родителей, от нашей реакции на успехи и неудачи, от того, сможем ли мы подобрать нужные слова и действия.

Типичной ошибкой родителя является оценочное отношение к успеваемости своего чада. Если ты принес «отличный» смайлик, ты молодец, если «удовлетворительный» — плохой, не стараешься, лентяй и прочее. Таким образом, мы способствуем появлению у ребенка страха перед отметкой, пусть и в форме смайликов. Он будет бояться заслужить неудовольствие старших.

На самом деле ведь мы любим наших отпрысков не за отметки и не за то, что они у нас умницы. Не всем дано быть отличниками, а некоторые становятся двоечниками из-за того, что на них слишком быстро поставили крест, записав в неуспевающие.

Конечно, трудно сдержать отрицательные эмоции, особенно если тебе позвонил учитель и сообщил, что «Костя опять не выучил». А вы весь вечер накануне урока провели с Костей, долбя проклятое правило. И кто он после этого?..

Как правильно поступить? Глубоко вздохнуть, выждать минимум полчаса после звонка и попытаться спокойно обсудить с ребенком, почему он не смог выдать на-гора выученную информацию. Ему нужны добрая поддержка и понимание, а не нагоняй.

Если ребенок жалуется на школьный режим и сравнивает его с садовским, нужно объяснить разницу и причину ужесточения дисциплины.

Однако, конечно, он прав в том, что и в классе есть место отдыху и играм. Если этого не понимает учитель, придется наведаться в школу и переговорить с ним. Есть такой педагогический прием: сначала закручиваем гайки, а потом постепенно их ослабляем. Но и тут важно не пережать: дети есть дети.

Часто истинная причина плохого настроения новоиспеченного первоклассника — переутомление. Чтобы его избежать, нужно постараться правильно организовать его рабочий день и строго следить за тем, чтобы в 9 — 10 часов он уже был в кровати. Кроме того, нужно больше гулять и есть «правильные» продукты.

Важно не добавлять забот и не увеличивать нагрузку на неокрепший детский организм и его психику. Домашние питомцы подождут до следующего года, так же как и кружки, и секции. Преодоление школьного стресса будет поважнее дополнительных занятий.

Еще по теме: