Спаси и сохрани

Тревожный сигнал скорой разрезает воздух. Успеют ли? Спасут ли? Жизнь человека в критических обстоятельствах зависит от многих условий, и мы поговорили о них с Олегом Поповым, главным внештатным специалистом минздрава Калужской области по скорой медицинской помощи.

Олег Попов — врач- анестезиолог-реаниматолог, педиатр, кандидат медицинских наук, доцент кафедр неотложных состояний Академии постдипломного образования федерального научного клинического центра ФМБА России и медицины катастроф, Российского университета дружбы народов, и.о. заведующего кафедрой внутренних болезней КГУ им. К.Э. Циолковского, главный внештатный специалист по первой помощи и скорой медицинской помощи министерства здравоохранения Калужской области, преподаватель курсов инструкторов по базовой сердечно — легочной реанимации национального и европейского советов по реанимации.

В 2006 году было подписано соглашение между немецким медицинским концерном «Клиника Святого Антония» и администрацией Калужской области о создании в нашем регионе новой альтернативной службы скорой медицинской помощи, благодаря чему калужане получили жизненно важный доступ к возможностям современной экстренной и неотложной медицины.

Олег Попов — создатель и генеральный директор ООО «Антониус Медвизион Калуга — Скорая помощь», предоставляющего медицинские услуги европейских стандартов качества. Посты этой службы работают в Калуге, во всех технопарках области, спасая жизни на основе международных рабочих протоколов.

В течение последних пяти лет их бригады скорой медицинской помощи оказывают помощь жителям Правобережья Калуги в рамках программы обязательного медицинского страхования, а реанимационная бригада обеспечивает экстренные транспортировки пациентов из районов области в калужские клиники.

«В последние годы в государстве, в том числе в Калужской области, принимается много решений, направленных на повышение эффективности первичной медицинской помощи и скорой медицинской помощи как ее части.

Одно из них, неоднократно озвученное нашим губернатором, — объединение скорой медицинской помощи и медицины катастроф в единую для всей Калужской области службу. Это даст возможность оперативного управления работой бригад, повысит до приемлемого уровня профессионализм всех работников скорой помощи в регионе, приведет оснащенность автомобилей к единому, требуемому стандарту», — рассказывает О. Попов.

Но решить проблемы лишь администрированием нельзя. Нужны грамотные клинические рекомендации, отвечающие реальности. Ведь двумя руками не выполнишь то, что рассчитано на четыре! Проблема не только в оборудовании и медикаментах, а и в уровне подготовки персонала и его мотивированности.

— Как возродить желание работать?

— Зарплата — лишь часть мотива. В Москве врач скорой получает 120 000 в месяц, в Калуге — 60 000. А что изменилось? Чрезвычайно важны условия, в том числе психологические, в которых работают наши медики.

Они должны чувствовать, что их работа ценна для населения, а мы — руководители и организаторы, действительно работаем над тем, чтобы обеспечить оптимальные условия для этой работы. Вот такой треугольник, стороны которого прямо взаимосвязаны.

— Что нужно для повышения эффективности?

— Минимум треть проблем нагрузки на скорую вызвана неинформированностью населения. Люди не знают, когда нужно вызвать экстренную помощь, а когда — принять лекарство, возможно, проконсультировавшись с врачом регионального центра скорой медицинской помощи или в нашем «Антониусе» по телефону, или сходить на прием к участковому терапевту. Или не хотят знать и, пренебрегая интересами других, более нуждающихся в экстренной помощи жителей, требуют к себе бригаду скорой помощи для того, чтобы снять электрокардиограмму, померить артериальное давление или проконсультироваться по поводу приема лекарств.

При этом многие из них не понимают, что наши специалисты умеют спасать и могут достаточно поверхностно знать, как следует планово лечить разные заболевания. Ведь не придут больные с проблемой в коленном суставе к офтальмологу, а к нам обращаются примерно с тем же, еще и обижаются, что бригада скорой помощи не помогла.

Но мы не этому обучены! Мы умеем спасать, а терапевты, например, или неврологи — планово, месяцами и годами лечить таких больных.

Но в любом случае бригаду скорой медицинской помощи на каждом перекрестке не поставишь, и во многих случаях выживание человека при внезапном опасном заболевании, травме зависит от правильно оказанной первой помощи.

Есть состояния, при которых обученный человек, даже ребенок, находящийся рядом с пострадавшим, может поддержать его жизнь до приезда медиков. И это действительно решение, которое давно активно продвигается во всем мире. Этим же занимаемся и мы в учебном центре «Антониуса», ежегодно обучая несколько сотен жителей нашей области правилам оказания первой помощи.

Особое внимание мы уделяем нашим детям и педагогам, активно вовлекая их в обучение. Например, в «Антониусе» прошли подготовку воспитатели практически всех детских садов и многих школ Калуги. В конце прошлого года моим коллегам и мне довелось участвовать в разработке объемного труда для Государственной думы РФ, представлявшего анализ состояния дел с оказанием медицинской помощи, в том числе экстренной, детям и подросткам в образовательных учреждениях РФ и предложения по ее улучшению.

Мы активно настаивали на том, что педагогические работники не просто имеют право оказывать первую помощь, а именно обязаны это делать, находясь на своих рабочих местах. Ведь скорую помощь, да и просто медицинского работника, который бы находился в течение всего рабочего дня, с утра и до вечера, выделить сегодня невозможно и, по-видимому, и не нужно, если педагоги будут оказывать первую помощь и вызывать СМП действительно при необходимости. Собственно, так работает система во всех развитых странах, где в детских учреждениях вообще нет медиков.

— Вы показывали техническое чудо, автоматический наружный дефибриллятор, который сам внятно говорит, что надо делать в случае реанимации.

— Да, такие аппараты есть, но сами по себе они вряд ли могут изменить что-либо в случае внезапной смерти. Важно, чтобы на месте оказался человек, который реально, на манекенах прошел обучение правилам оказания первой помощи и который действительно начнет проводить сердечно-легочную реанимацию, а такой аппарат поможет достичь хороших результатов. При оптимальном стечении обстоятельств без участия медиков удается оживить примерно 50, иногда 60% внезапно умерших.

Но, повторюсь, в случае, если рядом оказался обученный и проявивший активность в спасении человек. Недавно в аэропорту Внуково инженер по охране труда одного из наших предприятий, которого мы обучали правилам первой помощи в «Антониусе», спас свою супругу, начав проведение сердечно-легочной реанимации. Он вез ее в Германию на консультацию и в зале вылета у нее случилась остановка сердца. Первой помощи нужно учиться, чтобы спасти своих близких!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и из архива Олега Попова.

Еще по теме: