Когда жаль, что ты не в танке

Дорожный ремонт в Калуге проверяет на прочность подвески машин и терпение людей.

…Она застопорилась — впереди на дороге сразу три в ряд зияли открытые люки, а стаж вождения, видимо, не позволял уверенно пробраться через препятствие.

Отреагировав-таки на нетерпеливые сигналы клаксонов сзади, она аккуратно тронулась, но подвеска все равно обо что-то цепанулась и как-то предсмертно «хрюкнула». Дама вышла из авто и беспомощно стала взирать на свою машину… Эту картину наблюдала на улице Марата. Я как пешеход двигалась тоже не слишком уверенно, ежесекундно глядя под ноги, чтобы ненароком не оказаться в травмпункте. Но автоледи было жалко. Сколько их в эти дни так вот беспомощно глядят на угодившие в люки, ямы, траншеи колеса своих машин?..

Плановый ремонт дорог, которого так ждали, калужане очень быстро стали проклинать. За хаотичность ведения, за нарушение сроков, за безалаберность работ. «Доколе это?» — хотели знать все: и пешие, и конные, сожалея, что нельзя ездить по улицам города в танках.

В горуправе же называли все разные сроки, в итоге установив «время Ч» на День города.

В этом году день рождения столицы губернии буквально протиснулся со своим карнавальным шествием и народными гуляньями по центральным наспех и не везде отремонтированным улицам. До периферии не добрались ни праздник, ни окончание ремонта.

Между тем вряд ли кто-то возьмется официально подсчитать ущерб, нанесенный калужанам за дни нерасторопного буйства дорожного ремонта. Про сломанные каблучки у модниц даже говорить не стану. А вот про вывыхи или возможные переломы конечностей у горожан попыталась разведать. В БСМП Калуги конкретной статистики назвать не сумели. Дескать, отдельно не считали количества пациентов с улиц Калуги с подозрениями на травмы из-за улично-дорожного ремонта. А жаль. Помнится, несколько лет назад на заседании правительства Калужской области после участившихся жалоб на гололед предложили выставлять оценку работе управляющих компаний по числу обратившихся к медикам. Думается, будет нелишним применить эту практику и при расчете с дорожными подрядчиками. Глядишь, пошустрее будут.

Впрочем, можно велосипед и не изобретать. В Кодексе об административных правонарушениях есть статьи, которые смело можно применять в качестве наказания за калужан, пострадавших из-за излишне затяжного ремонта. В частности, статья 12.34 КоАП РФ предусматривает штрафы за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог.

И начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения областной Госавтоинспекции Александр Капров рассказал, что за время ремонта в Калуге было выписано около 80 предписаний и составлено пять административных протоколов за неудовлетворительное состояние улиц, угрожающее безопасности водителей и пешеходов. Причем часть из штрафных санкций была применена уже по другой статье КоАПа (19.5) — за невыполнение в срок решения надзорного органа. Значит, даже получив черную метку, дорожники не спешили исправлять и исправляться. Почему? Может, потому, что были уверены — не спросят с них строго и в этот раз?

Между тем несоблюдение правил или нерасторопность по срокам стоили кому-то жизни. Вдумайтесь: за семь месяцев этого года в Калуге произошло 136 дорожно-транспортных происшествий, при выяснении причин которых фигурировали недостатки дорожной сети. В этих 136 авариях четверо погибли, 180 калужан получили ранения. Такие цифры специально для нашего издания подсчитали в городском УГИБДД. Сколько из этих трагедий произошло летом, уточнять не стали. Но даже если хоть одно ДТП, это уже серьезнейший повод пересмотреть свое «поведение на дорогах» тем, кто их ремонтирует, и тем, кто ими руководит.

Градоначальник Калуги со товарищи просит еще потерпеть. Дескать, таких масштабных работ в областном центре не проводилось десятилетиями. И вот уже появляется новая дата возможного окончания ремонта — 15 сентября. Но крайняя ли?.. И сколько еще будет у калужских водителей «дней жестянщика», одному черту известно.

Однако стоит ли безропотно ждать и регулярно наведываться в магазин запчастей и на СТО? С помощью адвоката адвокатской палаты Калужской области Эльвиры ДАВЫДОВОЙ мы разъясняем алгоритм действий в той или иной неприятной дорожной ситуации, случившейся во время ремонта.

Итак, если автомобиль получил повреждение в результате ремонта дороги, необходимо:

— вызвать ГИБДД и проследить, чтобы инспектор зафиксировал при составлении протокола и схемы ДТП размеры ямы, повреждения автомобиля, отсутствие ограждений и предупреждающих знаков, а также другие важные детали. Попросить ГИБДД составить акт обследования места производства дорожных работ на соответствие требованиям безопасности дорожного движения с фототаблицей. Водитель в своих объяснениях по факту ДТП должен указать его причину: выбоина и отсутствие ограждений и предупреждающих знаков об этом. Получить справку о ДТП;

— взять контакты свидетелей, которые могут подтвердить действия водителя, состояние дороги и отсутствие предупреждающих знаков;

— самостоятельно сделать замеры и сфотографировать выбоину и поврежденный автомобиль с указанием даты и времени съемки или снять видео;

— узнать адрес организации, ответственной за ремонт дороги. Эту информацию могут сообщить в ГИБДД или местных органах власти;

— заказать независимую техническую экспертизу для оценки размера ущерба автомобилю. Пригласить присутствовать при этом представителя дорожной организации, направив ему заказное письмо с уведомлением либо телеграмму. Придет он или нет, не имеет значения;

— обратиться в дорожную организацию с требованием о возмещении убытков, для чего направить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении. Эта процедура необязательная, но если дорожная организация согласится добровольно компенсировать ущерб, то автовладельцу не придется судиться;

— подать иск в суд по месту нахождения дорожной организации либо ее филиала.

Помните: предельные размеры отдельных дорожных повреждений (выбоина, просадка, пролом), согласно п. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, не должны превышать 15 см и более в длину, 5 см и более в глубину, площадь, равную 0,06 кв. м или более.

Что делать, если попал в ДТП из-за снятого асфальтового покрытия во время проведения ремонтных работ на проезжей части?

Алгоритм действий водителя тот же, что и при повреждении автомобиля, попавшего в яму. Но в данном случае важно наличие/отсутствие знаков о проведении ремонта, ограничении скорости и неровностей на ремонтируемом участке дороги, а также соблюдение ПДД самим водителем.

По правилам Гражданского кодекса РФ вред не возмещается, если он возник вследствие умысла потерпевшего. Если его грубая неосторожность способствовала увеличению вреда, то ущерб возмещается в меньшем размере. В данном случае устанавливается степень вины потерпевшего.

Эти нормы нередко становятся причиной отказа гражданам, когда они пытаются судиться с дорожниками. Но, как разъяснил Верховный суд РФ, обязанность по доказыванию в действиях потерпевшего умысла или грубой неосторожности, содействовавших возникновению или уменьшению вреда, возлагается на его причинителя, то есть на дорожную организацию.

Позиция Верховного суда РФ по делам о возмещении ущерба с дорожной организации состоит в следующем:

— независимо от скоростного режима автомобиля состояние проезжей части должно отвечать требованиям ГОСТа и условиям обеспечения безопасности движения;

— если было доказано превышение скорости, то суд должен установить, как оно повлияло на причинение вреда;

— если суд считает, что водитель мог заметить дорожный недостаток, то должен указать, какую степень осмотрительности мог бы проявить водитель и какие разумные меры предосторожности предпринять, чтобы успеть объехать яму, открытый люк и прочее.

Как быть, если произошла авария из-за сужения проезжей части для дорожного ремонта?

При взыскании ущерба необходимо, чтобы в схеме места ДТП и протоколе было указано о наличии/отсутствии дорожных знаков 1.23 «Дорожные работы» и 1.18.1 — 1.18.3 «Сужение дороги», а также соблюдение ПДД самим водителем. Действовать водитель должен по ранее указанному алгоритму.

При выявлении сотрудником ГИБДД нарушений со стороны дорожной организации требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог дорожная организация может попасть под административную ответственность по ст. 12.34 КоАП РФ. Привлечение к ней дорожной организации облегчит доказывание потерпевшим причин ДТП.

Заявление о привлечении к административной ответственности в ГИБДД может подать и потерпевший. Однако факт отсутствия постановления по ст. 12.34 КоАП РФ не препятствует взысканию ущерба с виновной дорожной организации при наличии доказательств.

Еще по теме: