Сизифова «Горка»

Смех сквозь слезы стоял в зале ИКЦ, где театральная лаборатория пространства актуального искусства «PRO ART`S» представила премьеру спектакля Константина Солдатова. Пьеса Алексея Житковского «Горка» была названа лучшей пьесой 2018 года по версии объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация».

Пьеса не просто актуальна, она злободневна, как газета. В детский сад «Сибирячок» на работу приняли выпускницу педагогического колледжа. Зарплата ее такова, что питается молодой специалист кефиром и макаронами. Да и эту сумму каждый день заведующая грозит урезать (при царизме это называлось «недоимки»), ведь после отмены единой тарифной сетки зарплата зависит от благоволения начальства.

Заведующая занимается моральным садизмом и не догадывается, что руководитель — тот, кто ведет за руку, а не тот, кто рукой водит. Все работники запуганы ею и угрозами проверок из вышестоящих инстанций, видимо, научивших заведующую такому стилю руководства.

Клубится атмосфера доносительства, лихорадочной гонки. Заведующая велела каждой группе сделать к Новому году ледяную горку, и по ночам через соцсети воспитательница призывает родителей на субботник.

Себя она сравнивает в этой ситуации с Героем Советского Союза генералом Карбышевым, живьем замороженным фашистами. Но еще больше горка напоминает о муках Сизифа в царстве мертвых, который все катил камень в гору, а тот срывался в последний момент — сюжет для театра абсурда.

Большая часть родителей — матери-одиночки, работают вахтами да в две смены. Болезнь ребенка, невозможность сдать его в садик — для них угроза недоимок и потери работы. Конверсия зашла так далеко, что бой-френд воспитательницы сварил титановую лопату для стройки объекта.

Один ребенок в тюбетейке знает всего несколько слов по-русски, в том числе «Хочу кушать». Как в стишке «Утром — в газете, вечером в куплете»! Обнинская «Народная газета» сообщила, что в Малоярославецком районе есть школа, где из 270 учеников 80 не говорят по-русски. За лето в школы Обнинска подали заявления 123 ребенка, большая часть которых владеет русским как герой пьесы.

Этого малыша двое суток не забирали из садика, ведь мать после выкидыша попала в реанимацию. Естественно, ведь она сутками работала до последнего срока!

Автор в коротком тексте сумел прозондировать множество социальных язв. Впрочем, Островский да Гоголь писали именно так, потому «Ревизор» и бессмертен. Алексею Житковскому помог добиться жизнеподобия и органичности глас народа. Материал дала переписка родителей в «Вайбере» супруги автора — у него самого отпрыски ходят в детский сад.

Жанр можно определить как трагикомедию на грани театра абсурда. Зрители реагировали живо, много смеялись — сатира была убийственная, ситуации испытаны на своих боках. Несмотря на установившуюся после дождливого лета погоду, зрителей пришло много, да еще и с цветами.

И текст пьесы, и сама постановка музыкальны, ритмичны. Это вовсе не чернуха, а живая жизнь, увиденная зорким и сострадательным взглядом.

Гармоничный ансамбль артистов обращал свои реплики не залу, а камере. Их мимика и изобретательные режиссерские приемы тут же транслировались на экран, как под увеличительным стеклом. Закономерный ход — ведь очень многие прямо-таки переселились в плоский мир смартфона. Работа художника спектакля Алексея Васильева тактична и ненавязчива.

Артисты исполняли по две — три роли и с упоением купали лица под взглядом камеры, показав класс острохарактерной игры. Все, кроме исполнительницы роли воспитательницы, которую сочувственно воплотила Анастасия Ивашкина, и Кирилла Клеца, сына любимца калужских театралов, сыгравшего бой-френда героини, — профессионалы.

Эля Нежельская из Театра кукол, Леонид Клец, Ирина Якубенко и Анна Сорокина из драмы играли с аппетитом, многокрасочно.

Постановщик спектакля, Константин Солдатов, — выпускник актерского и режиссерского факультетов ГИТИСа (РАТИ), с 2001 года был актером, с 2009-го по 2015-й — режиссером Калужского драматического театра. Два года Солдатов работал художественным руководителем Кировского драматического театра.

Теперь автор «Дракона» — свободный, востребованный в России художник, лауреат множества конкурсов. Его постановки вошли в лонг-лист «Золотой маски», в списки номинаций «Режиссура», «Спектакль малой формы» главного театрального форума страны.

Мы расспросили режиссера о спектакле и идее театральной лаборатории.

— «PRO ART`S» — это проект калужского мецената Леонида Мееровича. Его цель — создание пространства для проявления талантливых людей в современном формате, вне системных организаций, в которых такое проявление по ряду причин невозможно.

— Ваш спектакль цепляет прежде совсем не модной формой, а классическим, главным для русской культуры — состраданием к маленькому человеку…

— …Молодому человеку.

— Какой спектакль будет следующим?

— Раз в две недели в «PRO ART`S» мы проводим читки пьес, зрители знакомятся с новой драматургией. Через них я проверяю, интересен ли материал в перспективе.

— Почему вы решили весь спектакль сыграть перед камерой?

— Мне кажется, что пьеса очень киношная, там много планов, есть моменты, о которых думаешь, а как это сделать? Еще на форму повлияла моя страсть к кинематографу, желание в будущем снять кино.

— Чем займетесь дальше?

— У меня много проектов за пределами Калуги. В сентябре — постановка «Севильского цирюльника» в Башкирии, в Стерлитамаке, потом — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в Красноярском крае, «Пиковая дама» в Краснодаре, в Пскове — постановка про Солженицына.

Двадцать восьмого августа на Театральной, 9, пройдет следующая читка новой пьесы. С 3 по 7 сентября там же состоится премьера спектакля «Калуга театральная» в жанре стори-теллинг режиссера Леонида Прокофьева, где сыграет Александр Забродин.

…Те из зрителей, кто еще не освоил новую театральную площадку, не пропустите читки и спектакли, ведь от вашей реакции реально будет зависеть, куда пойдет процесс в «PRO ART`S»!

Фото Владимира АНДРЕЕВА.