«Педагог — супер!»

Так по-мальчишечьи прямо и просто оценил работу своего учителя по технологии Николая Мельникова один из его учеников – Саша Галкин. 

Учитель труда еще с советских времен ассоциируется у многих с хмурым небритым строгим мужчиной в извечном синем рабочем халате. А сами уроки (для мальчиков, конечно) — со скучным сорокапятиминутным ерзаньем напильником по железяке или сколачиванием шатких табуреток.

Когда мы отправились в грабцевскую среднюю школу, что в селе Воскресенском, именно таким мне и представлялся учитель труда, сейчас этот урок называется технологией.

Первое, что поразило в классе, — огромное количество деревянных поделок школьников. Все подоконники заставлены армиями деревянных солдатиков, на столах — макеты знаменитого автомата ППШ времен Великой Отечественной войны, причудливые деревянные рыбы висят над доской. Сам учитель технологии — Николай Мельников — оказался приветливым, увлеченным и очень добродушным человеком.

О себе он рассказывает легко и непринужденно:

— Когда я учился, мы очень мало изучали всякие технологии. В основном на огороде копались. Я учился в сельской школе в Перемышльском районе, деревня Сельково, потом в Высокиничах. После школы год работал в совхозе, затем армия. После службы поступил в Калужский государственный педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Много лет работал учителем.

Конец 90 — начало 2000-х заставили Николая оставить русский язык и литературу и переключиться на обучение ребят труду. Трудовиком он стал не по своей воле.

— У меня трое детей, а тогда зарплату по полгода задерживали. Вот и попросил директора о переквалификации, чтобы побольше оставалось свободного времени. Технологию преподавал в понедельник и пятницу, а в остальные дни подрабатывал. Надо было семью кормить. А сейчас я уже по выслуге лет пенсионер: пришел в школу в 25 лет, в этом году стукнуло 60.

Уходить от детей Николай не собирается, говорит, были б силы, трудился бы хоть до восьмидесяти. Тем более что работа ему нравится, и ученики с удовольствием заглядывают в кабинет технологии. Пять лет назад пришла учителю идея своими руками создать с ребятами макеты старых советских автоматов. Разработал методику, чертежи, и теперь каждый год на 9 Мая школьники парадом маршируют с оружием.

— Ребята сейчас привыкли к гаджетам, их трудно от телефонов отвлечь. Стараюсь увлечь, насколько возможно. Пятый — шестой классы полегче включается в работу руками. Часто третьеклассники ко мне приходят, просят дать им игрушки. Так они называют деревянные изделия, что мы на уроках делаем, и раскрашивают их сами, играют потом. А вот седьмой — восьмой классы — им этим заниматься уже не так интересно.

Увы, тенденция тревожная: сегодня многие школьники даже не представляют, как это что-то сделать своими руками. Виртуальный мир поглощает ребят все больше и больше. А ведь именно уроки труда (или технологии, как ни назови) закладывают в молодом человеке умение и желание создать что-то своими руками. В реальном, а не виртуальном мире.

— Ко мне приходят ребята из других школ, я спрашиваю, чем они занимаются на технологии. Они отвечают, что много пишут. Просто переписывают учебник. Ну зачем это? Хорошо, если есть возможность заниматься робототехникой, например. У меня упор на то, что я могу достать. В частности дерево. Мы учимся работать с ним. Это очень пригодится в будущем. Да и вообще, сам навык делать что-то своими руками сегодня очень полезен. Ведь не везде, как у нас. Есть школы, где стоят те же токарные станки, и ребята к выпускному классу уже довольно прилично могут на них работать, некоторые именно после уроков технологии идут потом по профессии того же токаря. Это же хорошо.

Пока мы разговаривали с Николаем Васильевичем, в класс зашел один из его учеников, Саша Галкин. Казалось бы, зачем? Учебный год еще не начался. Оказалось, что Николай Мельников преподает еще и школе звонарей, что при Никольском храме в Грабцеве существует несколько лет. И уже полтора десятка школьников от пятого до десятого классов обучились здесь мастерству колокольного звона. Саша Галкин — один из учеников звонаря. Сам же Николай пришел в храм и к Богу через простое желание помочь восстановить красоту.

— Когда стали возрождать храм, решил с женой помочь в восстановлении. Я тогда далек был от служб, церкви как таковой, хотелось просто красоту восстановить, а стоять там часами и слушать одно и то же неинтересно — так мне тогда казалось. Потом как-то втянулся, воцерковился. Мы с супругой первые венчались во вновь открытом этом храме Никольском.

Теперь без храма и не представляю жизнь. А колокола… Здесь не было звонаря. Я пошел на курсы Владимира Пайчадзе. Закончил и стал звонить уже профессионально. Мне нравится. Колокольня — это же такой же музыкальный инструмент, как и другие. У нас есть учебная звонница, я там учу ребятишек хитростям работы звонаря. Мы проводили даже фестиваль колокольного звона для детей.

Через несколько дней начнется очередной учебный год. Школа в Воскресенском наполнится гулом и топотом будущих инженеров, врачей, артистов и музыкантов, ученых и спортсменов. Но наверняка школьные годы многим из нынешних учеников запомнятся уроками Николая Мельникова. И это здорово!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ и из архива Николая Мельникова.

Еще по теме: