Мишкины полёты в мечтах и наяву

Оказывается, для счастья совсем необязательно заканчивать престижный вуз, ездить на стажировку за границу, иметь там недвижимость и яхты. Счастье — оно внутри и совсем рядом.

Банальная фраза о том, счастье в семье, в детях и внуках, любимой работе, написана уже тысячи, сотни тысяч раз. И только столкнувшись с человеком, для которого это не сентенция, а реальная жизнь, понимаешь, насколько это ясная и глобальная правда.

Живет в Сосенском простой рабочий человек Михаил Михайлович Мишкин. Трудится слесарем-сборщиком универсальных сборных приспособлений в научно-производственном центре автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина. Судьба его проста и ничем не примечательна.

Козельская школа, затем СПТУ, оно располагалось раньше на территории Оптиной пустыни. Выучился на водителя, пошел работать в близлежащий совхоз. Пришло время — призвали в армию. Отслужил и вернулся сюда же.

— А потом меня родственник уговорил, мол, приезжай в Сосенский на предприятие, укоренишься тут. Я подумал и согласился. И не пожалел ни разу. Долгое время работал на заводе водителем. Во время перестройки пришлось уйти на другую работу и вернулся на завод. Пригласил директор на должность слесаря-сборщика. Обучался на рабочем месте, учил ветеран завода, получилась еще одна профессия.

Потом тут же на предприятии обучался работе на других станках. Здесь интересней работать. Здесь творческая работа. Здесь надо думать, — Михаил рассказывает тихо и спокойно, как будто ручеек журчит в лесу. Чистый и ясный. И сам он такой же, без дутых амбиций, без хвастовства. Вот про таких говорят: русский мужичок, на котором вся Россия держится. И это не ради красивого словца. Посудите сами. Без какого-либо технического образования Михаил сумел освоить почти десяток современных станков, ему доверяют работу, от которой зависит, в принципе, обороноспособность нашей страны.

Руководство участка, где трудится Михаил, говорит о нем как об удивительно надежном человеке: «Если взялся за что-то, то уж проверит все до винтика, разберется до основания — как и что». Про «здесь надо думать» Михаил сказал не просто так. Специфика предприятия — это изготовление изделий очень ограниченных серий. Практически оригинальная работа, связанная с космическими разработками.

А ввысь далекую Михаила тянуло с детства. Была у него мечта — стать летчиком. Но, увы, как это часто бывает, подвело здоровье — медкомиссия стала железобетонной стеной на пути к мечте. Нынешняя работа помогает немного «перескочить» эту стену.

Хотя Михаил Мишкин сегодня летает. Причем не в мечтах — наяву. Помог случай, или, если хотите, судьба. Один из его сыновей в школьные годы решил пойти в авиамодельный кружок. Отец заинтересовался новым увлечением своего ребенка и пошел сам посмотреть — как оно там? Пошел да и остался.

— Понравилось. Помогал ему, а потом стал педагогом в этом кружке. Работаем мы в Сосенском. Мастерить самолеты к нам ходят школьники. Мы не только собираем модели, мы их запускаем, участвуем в соревнованиях. Так что, вот, мечта реализовалась в маленьких самолетиках.

У нас модели спортивного ряда, мы не собираем точные копии самолетов мира. На соревнованиях есть несколько дисциплин: фигуры пилотажа, имитация воздушного боя, гонки на скорость полета и т.д. Все это происходит на стадионе в Козельске. Приглашаем коллег по интересу. Здесь же в Козельске проводим областные и даже межобластные соревнования.

«Тяжело нынешним детям руками работать», — с грустью вздыхает Михаил. Обычно по осени к нему в кружок приходит десяток-другой ребят. Однако к весне остаются лишь один — два. Соревноваться с земным притяжением оказывается легче, чем со смартфонами и прочими гаджетами.

Вздыхает Михал-Михалыч, а потом вдруг почти детское озорство мелькает в его взгляде: «Но те, кто остались, они же на всю жизнь остались с работой». И действительно, среди работников центра имени Пилюгина есть те, кто свою первую маленькую деталь воздушного судна выточил на станке в авиамодельном кружке Мишкина.

А что до семейного счастья, то оно у него есть. Двое сыновей, четверо внуков. И целая жизнь.

Фото автора и из архива НПЦ имени Пилюгина.