Назад в СССР

«Не по прошлому ностальгия, ностальгия по настоящему» владела Виктором Жуковым, когда он открыл в Малоярославце музей, посвященный СССР.

В стране и других государствах, бывших недавно социалистическими, действуют десятки музеев, обращенных к обществу, где каждый получал по труду. Но этот — особенный и один из лучших по полноте и уникальности коллекции.

Создатель оазиса доброты рассказал о своем детище.

— Здание, где располагается музей, принадлежит району. Два года музей работал только в летний период. Прислушиваясь к пожеланиям посетителей, которых становится все больше и больше, благодаря поддержке районных властей теперь музей будет работать круглый год.

Мне 60 лет, жизнь в СССР я помню хорошо. Моя мама — железнодорожник, проводник, все время была в разъездах, поэтому я учился в ведомственном интернате МПС.

— Какие предметы музея вы помните из своего пионерского детства?

— У меня 1 900 экспонатов, и все — родные, начиная со школьной формы. Есть редкие вещи и те, что были в каждой семье. Среди них — чайный сервиз 1988 года из Кремля, он принадлежал Брежневу. Есть телевизор «Ленинград» 1949 года со шторкой, такие стояли у Сталина, Берии в кабинетах.

Есть трофейные предметы, например, немецкий мотоцикл 1938 года, рядом — манекен в форме. На входе посетителей встречает манекен милиционера, честь отдает. Музей называется «XX век. Назад, в СССР», в нем представлены вещи, характеризующие всю эпоху и ее предысторию, а не только нашу сверхдержаву. Самые старые экспонаты — стрелы XV века, свидетели Стояния на Угре. Недавно нам подарили детский велосипед конца XIX века с деревянными педалями.

— Сколько стоила ваша школьная форма?

— В интернате все бесплатно было. В пионеры нас принимали на Красной площади, я на барабане стучал. В пионерлагере отдыхали в Липках, в Детчине. С мамой ездили на Черное море, у нас родственники в Севастополе жили.

Маме, Любови Васильевне, сейчас 85 лет. Ребенком ее фашисты угнали в Германию. Сейчас она — мать Пафнутия в монастыре в Ждамирове.

Музей — это для души. Главное же для меня — некоммерческий благотворительный центр «Милосердие», ему уже десять лет. У нас любой, без предъявления документов, может бесплатно прийти и поесть, подобрать одежду для себя и детей, позаниматься в спортзале, принять душ. В день за столы садится 35 — 50 человек. Такого другого нет в стране, и музей — при этом центре.

— Кто все это содержит?

— Общими усилиями. Помощь оказывают и власти района, города, села Маклина. В прошлом году на наш расчетный счет поступило 540 000 пожертвований — совсем немного.

Обнинский хлебозавод привозит хлеб, детчинский «Русский продукт» — концентраты, Владимир Рослав — сахарный песок, местный магазин «Прайм» — моющие средства. Регулярно помощь оказывают Владимир Петухов, Станислав Хайтов, Людмила Загидуллина и другие предприниматели, новые русские бедные очень благодарны этим благотворителям.

Наш музей — народный. Два раза в месяц проводим для пожилых людей посиделки, концерт, танцы, чаепитие из настоящего угольного самовара. Все экспонаты можно трогать, в том числе мои автомобили, мотоциклы. Двенадцать лет назад начал проводить в Калужской области выставки ретро-машин.

В коллекции есть «Мерседес» 1938 года, эту модель снимали в фильме «Семнадцать мгновений весны», БМВ 1949-го, «Опель» 1939 года, «ГАЗ» «Виллис — Иван» 1943-го, прошедший войну, «Чайка» 1969-го… Наш музей не только бесплатный, но и интерактивный — дети катаются на советских велосипедах, играют на гармошках, пианино.

В выходные дни музей посещают до 180 человек! На его территории строим мини-парк, уже есть вольеры с декоративными голубями, кроликами, индюками, цесарками, фазанами. Сделали фонтан, где плавают черепахи и рыбки. Зимой для самых маленьких вокруг него планируем залить каток с подсветкой и поставить фигуры из снега.

— Мэром не планируете стать?

— Конечно, нет, людям и без этого можно помогать.

— Ваш музей про страну, где люди не нуждались в благотворительном супе… Это и есть культура — доброта, жалость, сострадание, стыд.

— Я считаю, что самое плохое в сегодняшней жизни даже не массовое обнищание, экономику можно восстановить. Была другая жизнь, мы были другие, была справедливость, чувство защищенности, а сейчас мы стали черствее, озлобленней, что ли…

Виктор Жуков — истинный создатель культурной среды — территории доброты. Он повторил делом вслед за Ланцелотом Евгения Шварца: «Люди, не бойтесь, это можно — любить друг друга!»

Фото из архива музея.