Реставрация или новодел?

В редакцию «Знамени» обратилась калужский краевед, член рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе области Зарина Маркова. В письме речь идет о том, что при восстановлении калужского Казанского храма в Монастырском переулке не соблюдаются правила реставрации исторических памятников.

Казанскому храму Калужского Казанского девичьего монастыря в прошлом году исполнилось 115 лет. Не так давно он был передан епархии, после того как долгие годы в нем располагался областной архив. Редакция не раз писала о плачевном состоянии здания и о том, что оно нуждается в капитальном ремонте. Применительно к памятнику регионального значения, которым является собор, ремонт означает реставрацию.

Спустя два года после передачи храма в нем возобновились богослужения, внутри он выглядит совершенно обновленным. Работы на фасаде здания еще в самом разгаре.

По словам калужского краеведа, что хорошо сохранилось от прежних времен в церкви, так это старинная напольная плитка, о чем свидетельствует фотография на проспекте. Однако весной этого года ее заменили на новую, современную, которая смотрится диссонансом в историческом контексте памятника. По мнению Марковой, храм от такого ремонта только проиграл. Его заложили новоделом для того, чтобы провести теплый пол, хотя можно было для обогрева поставить батареи.

Мы поинтересовались у настоятельницы монастыря игуменьи Анастасии причинами того, почему было решено заменить историческое напольное покрытие. По ее словам, плитка была в нескольких местах снята кем-то в бытность там Госархива. Во многих других местах она была очень сильно поколота и испорчена и восстановлению не подлежала.

Со слов настоятельницы, покрытие не снимали, на него сверху было положено новое. А плитка на полу обыкновенная метлахская, которую тогда чаще всего использовали. Древности или чего-то исключительного в ней нет.

Как нам было сказано, государство на реставрацию храма ни копейки не выделяло, капитальные работы ведутся на средства монастыря.

Мы навели справки о метлахской плитке. На самом деле во всем мире она считается наиболее прочной и долговечной. В России есть предприятие, которое ее выпускает до сих пор. Было бы желание, несложно заказать партию и восстановить утраченное. Во всяком случае можно заменить покрытие частично и оставить «для истории» хорошо сохранившуюся часть.

Понятно желание служителей храма как можно быстрее его привести в божеский вид и при этом обойтись меньшими средствами. Но не стоит забывать об исторической составляющей здания. Надо признать, что многие восстановленные на деньги верующих храмы выглядят не красиво, а красивенько, и какое-то благолепие, которое придавали им древние мастера, из них уходит.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.