Дорогу железному коню

Велодорожки и велополосы — как это все еще очень далеко от нас! Но начинать когда-нибудь надо, и если начинать, то так, чтобы затем не пришлось переделывать.

В Калуге несколько лет ведутся разговоры о велодорожках, которые хотят разместить то на правом берегу, то на Набережной водохранилища. Однако пока что есть только организованный прокат в сосновом бору и территория для него. Все!

При этом на уровне областных и городских властей заявлена потребность разгрузить общественный транспорт и городскую дорожную сеть, что станет возможным, если часть населения пересядет на велосипеды.

В нынешней ситуации в часы пик доехать на велосипеде до работы в пределах центра Калуги можно едва ли не быстрее, чем на автомобиле, не говоря уже о пользе для здоровья и фигуры. По статистике, заботится об этом примерно пятая часть населения. Если хотя бы она пересядет из автокресел на велоседла — насколько уменьшится поток машин и пробки в городе.

Предвижу возражения со стороны автомобилистов, но все же сошлюсь на опыт многих стран (где велодорожки давно уже стали естественным атрибутом городской жизни), который говорит о том, что транспортная проблема реально была решена благодаря велосипедам!

При этом стоит сделать одно существенное замечание: решить ее удалось потому, что за основу взяли транспортную функцию велосипеда, а не спортивно-развлекательную. А для того чтобы сделать его не прихотью, а средством передвижения по городу, нужна инфраструктура, и прежде всего оборудованные отдельные велодорожки, по которым можно ездить не три месяца в году, а круглогодично.

Так как в Калуге мы не нашли ни одной велодорожки, воспользуюсь опытом велосипедистов из других городов страны. К сожалению, он говорит о том, что до безопасного передвижения по ним еще очень далеко. Так, в Москве многие просто обозначены разметкой и дорожным знаком. Но автолюбители почему-то норовят ее использовать для парковки либо вообще игнорируют. В одном из южных российских городов выделены цветом, разметкой и знаком две дорожки — для велосипедистов и пешеходов. Но и те и другие норовят заступить или заехать на чужую территорию, и на деле две полосы сливаются в одну.

Как это делается в других странах? В Дублине велодорожки отделены от проезжей части и тротуара барьером в виде столбиков, бордюров и клумб. В Праге в качестве буферной зоны, отделяющей дорожку от дороги, используют автопарковку.

Для безопасности важна ширина велодорожки, от которой будет зависеть, смогут ли разъехаться два встречных велосипедиста. Минимальная рекомендуемая ширина составляет 1,5 м, но в зонах интенсивного движения ее увеличивают до двух метров.

Чтобы дорожка для велосипедистов была хорошо видна и пешеходам, и водителям машин, ее лучше поднять выше уровня проезжей части и использовать другое покрытие. Причем оно не должно быть лучше тротуара. Иначе чего удивляться, что пешеходы и мамы с колясками предпочитают идти по велосипедке?

Чтобы отбить у автовладельцев желание парковаться на велосипедной зоне, конечно, можно активизировать для этой цели сотрудников автоинспекции для взимания штрафов за неправильную остановку, но в Европе для этого же используют кислотный зеленый цвет. Понятно, что на асфальте трудно заметить нарисованный белой краской знак парковки для инвалидов, но яркий цвет сочного салата не заметить невозможно — если, конечно, он не прикрыт ледяной наледью или свежевыпавшим снежком.

В Копенгагене по краям цветной дорожки наносится белая прерывистая полоса, улучшающая видимость в ночное время. Если нет возможности сделать велодорожку целиком цветной, надо хотя бы, чтобы она была таковой на проблемных участках и перекрестках.

Еще немаловажный вопрос: из чего делать разметку? Если нарисовать при помощи светоотражающей краски — дешево, но недолговечно и опасно, так как при намокании краска становится скользкой. Больше подойдет термопластик из-за его стойкости и безопасности.

Предусмотрительные европейцы за тридцать лет продумали все до мелочей — вплоть до зон безопасности для велосипедистов на перекрестках и поворотах и велосветофоров. Как говорится, нам не до жиру, главное — начать (с ударением на первое «а»), как говаривал известный политик. Но начать надо так, чтобы затем не перекраивать всю дорожную сеть, а постепенно добавлять к уже имеющейся основе новые элементы.

P.S. В Калуге участились случаи столкновения водителей самокатов, сигвеев с пешеходами. Похоже, необходимость в выделении отдельной полосы для индивидуального низкоскоростного транспорта действительно назрела.