Домотканая магия

Калужский музей изобразительных искусств расцвел небывалой по размаху и качеству экспонатов этнографической выставкой. Впервые представлены все разновидности народного костюма Калужского края, причем многие из них — подлинники конца XIX — начала XX века.

Не только шитье и вышивка — ручная работа, но и само полотно многих экспонатов домотканое! Заведующий отделом традиционной культуры Калужского областного центра народного творчества Вадим Востриков рассказал, что изюминка экспозиции — предметы из коллекции москвича Сергея Глебушкина.

Занимаясь в фольклорном коллективе, Сергей Анатольевич стал собирать старинные народные костюмы, ныне их около трехсот! Тканые и расшитые орнаментом рушники, яркие платки Барановской и Прохоровской мануфактур горят солнечными красками в Синем зале. Искусно выполненные бисерные украшения: гайтаны, разметки, ожерелки, вызовут вздохи модниц, ведь этника всегда актуальна.

В Калужском крае в конце XIX — начале XX века бытовали два типа народного женского костюма: рубаха с сарафаном и кокошником, характерные для северных областей России, и рубаха с юбкой-поневой и сорокой, распространенные на юге.

По поверьям, пояс, которым подпоясывалась рубаха, имел магическую силу, защищая владелицу от злых духов.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем выше детородная сила одетой в нее женщины и ее способность увеличивать плодородие всего окружающего. Она рассчитывала, прикасаясь подолом к земле и травам, передать им силу плодородия: «где она ступала — цветы расцветали».

Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как ее изготовляли на трепале, прялке, ткацком стане, покрытыми заклинательным орнаментом. Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека, поэтому именно рукава, горловина, подол обильно украшались.

Перенять искусство мастериц можно будет до 25 августа.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.