Что на упаковке? Что под упаковкой?

Вспомним недавние времена, когда прилавки наших торговых точек были пусты. А если неожиданно «выбрасывали» некий продукт, выстраивались длиннющие очереди. Теперь другая картина: любой сетевой магазин, тем более супермаркет, радует глаз богатым ассортиментом отечественных и зарубежных деликатесов. Почему же у людей столько претензий к торговле?

Существует мнение, что в крупных супермаркетах нарушения встречаются редко, а вот в маленьких магазинчиках — сплошные фантазии продавцов. Там и залежалые продукты, и с ценами сплошная вольница, а порой даже нет сертификатов на товар.

Увы, грешат этим все магазины, и малые, и крупные. В этом мы смогли убедиться сами, отправившись в рейд с «Народным контролем» по калужским торговым точкам. Эксперты говорят, что чаще всего нарушения отмечались в «Дикси», «Верном», «Магните». Среди сетевых магазинов, пожалуй, неплохо выглядит «Пятерочка», а «Спутник» и «Линию» стоит даже поставить в пример — там просрочки вы не найдете.

По словам члена общественной комиссии «Народного контроля» Людмилы Сусовой, чтобы любыми способами сбыть товар, торговцы идут на различные ухищрения. «К примеру, решил человек купить курицу охлажденную. Откуда ему знать, что она уже свое перележала на прилавке, потом была заморожена и явилась в новом обличье?» — говорит она.

Ну, хорошо, качество курицы не распознать. Но какова гарантия, что колбаса в нарезке тоже свое отжила, но ее обновили этикеткой, и она снова «молода»? Здесь нужно задаться вопросом, чему нужно верить, глядя на этикетку: дате, когда колбаса была произведена, или когда прошла «реанимацию» и была запакетирована?

«Общеизвестны и манипуляции торговцев с переклеиванием этикеток. Они рассуждают так: зачем отправлять просрочку на свалку, когда дату можно обновить?

В одночасье любой продукт под переправленным числом выпуска «молодеет». Может быть, просроченная копченая колбаса не так уж опасна для здоровья. Но как назвать перележавшее все положенные сроки детское питание, что было обнаружено в магазинах «Дикси» и «Магнит»?!» — комментирует махинации эксперт.

Нам было интересно, как быстро реагируют магазины на новое постановление Правительства России по поводу разделения молочных продуктов? Согласно ему с 1 июля все торговые точки обязаны разделить молочные продукты на натуральные и те, что с различными растительными добавками, отведя каждому отдельное место в торговом зале с соответствующей крупной вывеской: «Продукт без заменителя молочного жира — БЗМЖ».

Идея заключается в том, что покупатель сам должен решить: купить, что дороже, но настоящее или по низкой цене, но с заменителями.

Оказывается, что во время рейдов подобные расстановки попадаются редко. «Разве что в «Спутнике», — уточняет эксперт. — В других магазинах только спустя две недели на ценниках стала появляться аббревиатура «БЗМЖ», но очень мелким шрифтом». Есть и еще один недостаток: вся продукция стоит на полках вперемешку, и людям пожилого возраста очень сложно понять что есть что.

Когда на полках обнаруживается фальсификат или просроченный товар, участники «НК» пишут обращения в Роспотребнадзор или Россельхознадзор. И так происходит со всеми выявленными нарушениями. Кроме того, его участники, в число которых входят представители различных контролирующих органов, проводят закупки продуктов, которые потом отправляются на экспертизу. И, естественно, руководству магазина или производителю фальсификата выдаются предписания, накладывается штраф.

«Чаще всего в ходе рейдов мы слышим заверения, что все будет исправлено. На первый раз верим, но магазин-нарушитель остается у нас на контроле», — комментирует Сусова.

Одно дело — разговор в кабинете, а другое — пройти вместе с группой «Народного контроля» по торговым точкам. Выбран абсолютно новый, мало пока известный калужанам супермаркет «Перекресток» на улице Пролетарской. Огромный торговый зал, масса товаров, все красиво, ярко и на вид вкусно. Но вот и разочарование: от острого взгляда депутатов Калужской думы Людмилы Сусовой, областного парламента Елены Лошаковой, Александра Гречанинова и молодогвардейцев невозможно было утаить весьма искусно завуалированные торговые хитрости.

Подходим к молочным витринам, где все вперемешку: и натуральное, и ненатуральное, и вообще неизвестно из каких краев. А ведь магазин постарался сделать громадные вывески «Молочные продукты». Так это и без них видно, что это не овощи.

А что бы так же крупно написать, как положено по закону, что есть что?

Идем дальше. Колбасы, ветчины. Сусова долго рассматривает этикетки и сразу определяет: «Это переклеено!» Лошакова берет с полки куски сыра: откуда он, кто производитель, есть ли сертификат? Сотрудник магазина идет в атаку: «А вы кто такие?!»

Далее пошли вердикты контроля: просрочка, нет надлежащей маркировки и т.д. В негодный товар попали даже конфеты, судя по этикетке, пролежавшие на витрине более месяца! А ведь так красиво смотрелись…

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.