Калужский митрополит сравнил молитву о смирении с желанием заполучить значок ГТО

Калужский митрополит сравнил молитву о смирении с желанием заполучить значок ГТО

В новой субботней статье «Не проси смирения» митрополит Калужский и Боровский Климент объяснил, почему совершают ошибку те православные, которые обращаются к Богу с молитвой ниспослать им смирение.

«Как предупреждают подвижники, молиться: «Господи, пошли мне смирение» — это значит просить повод для его проявления: потерпеть обиду, несправедливость, перенести лишение и т. п. Получается, если христианин просит о смирении, он желает себе разных скорбей и неприятностей? Да», — пишет митрополит.

«Людям, только начавшим христианскую жизнь, святые отцы не советуют молить Бога о смирении. Им еще рано просить жизненных испытаний. Господь Сам пошлет их, если это будет полезно. В желании таких обстоятельств, которые приводят к смирению, есть самонадеянность: «Господи, дай мне скорбей, и я смирюсь с ними», — поясняет он.

«Это подобно стремлению человека сразу получить значок ГТО первой степени. Кто этого хочет, тот должен толкнуть вес в сто килограмм, и будет ему значок. Но если нетренированный человек возьмется за такую штангу, он свалится под ее тяжестью. А тому, кто уже подготовлен тренировками, это пойдет на пользу — он еще немного позанимается и достигнет первой степени», — рассуждает владыка.

Митрополит Климент поясняет: «Истинное смирение — это полное доверие благой воле Божией, когда человек благодарит Господа абсолютно во всех жизненных обстоятельствах, даже в самых скорбных и тяжелых». Что же делать тем, кто еще не готов, а смиряться должен, иначе какой он христианин?

«Наша мера — просить у Бога терпения, помощи в перенесении тех обстоятельств, которые Он посылает. Надо не роптать, не возмущаться, а напоминать себе, что скорби в нашу жизнь пришли не случайно, но ими очищаются язвы нашей души, вскрываются застарелые гнойники нажитых страстей».

«Первый шаг в приобретении смирения — это взывать: «Господи, помоги мне терпеть все неприятное, что со мной происходит». Это посильное и доступное действие для любого человека. Но упражняться в этом необходимо постоянно», — заявляет митрополит.

«Не отвечать злом на зло — это лишь начало смирения. Важно не возненавидеть своего обидчика, а искренне, от всего сердца простить его, и, если он окажется в беде и попросит о помощи — не отвергать, не злорадствовать, а помочь ему ради Христа… Это значит, надо внутренне признать, что доставленная обидчиком скорбь была заслужена если не сейчас, то раньше, когда все сошло с рук».

«В стремлении обрести смирение христианину предстоит пройти многие испытания. Но на какой бы степени духовного развития он ни находился, Господь и окружающие люди ждут от него не слов о смирении, а реальных поступков, в которых проявляется эта евангельская добродетель», — подводит итог своей проповеди митрополит.

Полную версию читайте в выпуске «Вечерней Москвы».

Фото Калужской епархии.