Калужский митрополит рассказал, как вести себя в храме

21 июля 2019 г. 10:19

Митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о том, как вести себя в храме, каким образом реагировать на замечания и какую одежду не стоит надевать. Об этом он рассказал в интервью «Вечерней Москве».   

На вопрос о прихожанах, которые перестают ходить в храм, услышав замечания в свой адрес, он говорит: «Кто живет стремлением к Источнику жизни, того не остановишь ни замечаниями, ни гонениями, такие люди всегда будут стремиться в храм, к Богу». «Человек, с верой пришедший в храм, чтобы помолиться Богу, в покаянии очистить свою душу и причаститься, даже если и услышит от кого-то замечание, все равно из храма не уйдет. Он отстоит службу, причастится и будет продолжать посещать дом Божий. И, конечно же, он постарается изучить правила поведения в храме, — поясняет владыка Климент. — Тот, кто сегодня приводит подобные аргументы, чтобы не ходить в храм, просто ищет себе оправдания. Чаще всего это свидетельствует об отсутствии желания посещать богослужения, исправить свою жизнь, отказаться от греха».

Если же резкие слова произносит настоятель, то воспринимать их нужно «за благо». «Таков его стиль вразумления», — поясняет митрополит.  В любом случае «главное — отношение человека к святыне, его стремление побывать на службе или приложиться к иконе, помолиться», — говорит он.

На вопрос, делает ли он сам замечания по правилам поведения в храме, владыка Климент отвечает, что это касается только священников, «а народу просто подсказываю».

Рассказывая о том, в какой одежде православным можно посещать храм, Климент уточняет, что  «одежда должна соответствовать месту, но не должна быть причиной удаления человека от Бога и препятствием для молитвы и участия в таинствах».

«Если человек собирается идти в храм, необходимо одеваться соответствующим образом. Если же возможность или желание посетить храм возникли спонтанно, то не будет греха в том, чтобы, например, женщине зайти не в юбке, а в брюках. Главное — отношение человека к святыне, его стремление побывать на службе или приложиться к иконе, помолиться», — говорит он. Лучше представить, что идешь на прием к начальнику. И одеваться соответственно.

«Да, Бог смотрит не на одежду, а на душу человека. В храм можно пойти и в простой одежде. Но давайте порассуждаем, что такое дресс-код. Это форма одежды, требуемая для участия в некоторых мероприятиях. Когда я был в Америке, то часто получал приглашения, в которых предписывалось: мужчины должны быть в такой-то одежде, обязательно в пиджаке, а женщины — в вечерних платьях. Почему же, если человек идет на важную встречу или в ресторан, он надевает костюм и галстук, а в храм, к Богу, отправляется в потертых джинсах или шортах?» — рассуждает Климент.

На вопрос, обязательно ли женщине покрывать голову платком, владыка говорит следующее: «Правило покрытия головы восходит также к апостолу Павлу, который говорил, что покрытая голова — знак смирения женщины». И добавляет, что к обуви, в которой прихожанин ходит в храм, нужно предъявлять такие же требования, как к одежде.

«Если девушки приходят в храм в открытых шлепанцах, из которых виднеются ярко накрашенные ногти, то нужны ли тут комментарии?.. Особый вопрос о туфлях на каблуках. Не каблуки являются проблемой, они не возвышают и не унижают человека перед Богом, но когда человек идет по храму в такой обуви, то шум раздается на весь храм и мешает молиться другим людям».

«Летом можно прийти в храм и без пиджака, в рубашке с короткими рукавами, а женщине — в легкой блузке. Можно ведь надеть и длинную юбку, но, скажем, с разрезом или кофту с длинными рукавами, но соблазнительно подчеркивающую фигуру. Вот это неприемлемо. Надо относиться к своему внешнему виду с рассуждением, памятуя о том, что может явиться соблазном для других верующих».

«Перстни, серьги и прочие украшения не стоит надевать специально для похода в храм. Если же они являются атрибутом повседневного гардероба и неотъемлемой составляющей внешнего вида, то их можно не снимать перед входом в храм. Однако акцентировать внимание на украшениях для посещения храма недопустимо. Тем более что тяга к украшениям принимает все более причудливые формы. Была даже мода на большие золотые кресты, которые носили напоказ поверх одежды. Крест — это символ христианства, использовать его как украшение для привлечения внимания нельзя», — поясняет Калужский митрополит.

«Встречаются и другие крайности — когда в одежде стилизуются под монахов и монахинь. Это происходит из-за неправильного понимания христианства. Христианство — это религия радости и торжества. Увы, большинство не понимает этого и не воспринимает ее должным образом».

«Чего совершенно точно не стоит делать, так это приходить на службу с накрашенными губами. Помада потом остается на иконах и иных святынях. Разумеется, женщинам лучше избегать одежды с декольте при посещении храма. Однако повторю: если заходить в храм вы не планировали, но решили посетить его неожиданно, то не будет греха зайти в храм в том, в чем вы одеты», — заявляет митрополит.

Рассказал владыка и то, о чем стоит думать, беря в храм детей. «При посещении храма с детьми не следует брать с собой игрушки, это неправильно. Они отвлекают внимание и мешают ребенку приобщаться к церковной культуре. Кроме того, необходимо всегда выключать телефон на время службы».

«Каждый человек, приходящий в храм Божий, должен помнить, что он приходит к Богу. Это — самое главное правило», — подытожил свои замечания митрополит Климент.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.