Елена Драпеко. Она там, где фронт

Даже если бы Елена Драпеко за всю свою актерскую карьеру сыграла единственную роль Лизы Бричкиной в фильме «А зори здесь тихие», все равно осталась бы в истории кинематографа.

Что же главное в ее жизни — шумный триумф очередной звездной роли в кино или строгий костюм депутата Российского парламента, с подачи которого было принято больше тридцати законов? Если кто-то внимательно наблюдает за деятельностью Государственной думы и слушает яркие ее выступления, то может сложиться впечатление, что той девочки из картины Станислава Ростоцкого давно не существует.

Принято считать, что характер мальчишек в семье в большей степени формирует отец. А для Елены именно он, кадровый офицер, был образцом во всем. Настоящий мужчина, человек чести, который не только метко умел стрелять, но и ловко держал в руках топор, пилу и даже научил дочь вышивать. В послевоенном Ленинграде она наравне с парнями играла в войну, тем более что страшных «игрушек» были полны дворы.

Лена до сих пор не может понять, что ее толкнуло подать документы в театральный вуз. Еще на первом курсе была приглашена на пробы в картину Ростоцкого «А зори здесь тихие». Она видела себя в роли Жени Комельковой, в крайнем случае — Риты Осяниной. Но ей предложили Лизу Бричкину, хотя в городской девушке не было и тени деревенской простоты. Что и говорить о местном архангельском диалекте — этому пришлось учиться.

По фильму известно, что все девушки погибают. Но страшнее всего была смерть Бричкиной, которая утонула в болоте.

Было пятнадцать дублей, и Лена, отказавшись от дублеров, погружаясь в вязкую жижу, не подозревала, что когда подходящий кадр был снят, ее на самом деле стало засасывать вязкое дно.

А потом началось триумфальное шествие по стране. Она вспоминает один город, где люди, когда погас экран, долго хранили молчание. Потом все разом встали. Каждый, наверное, вспоминал своих ушедших на войну и не вернувшихся домой.

Конечно, судьба Драпеко была предрешена, на нее градом сыпались предложения от режиссеров. Но почему-то они видели ее только в образах деревенских простушек. Хотя сами по себе работы были разнообразны: «Вечный зов», «Старые друзья», «Полынь — трава горькая», «Безотцовщина», «Одиноким предоставляется общежитие».

Но, увы, главных ролей почти не было. Не потому ли ее внезапно потянуло в политику? Кстати сказать, еще в пятом классе она штудировала Канта! Нет, кино она не бросала, в год снималась по пять и более раз. Но все больше ее интересовала тема обстановки в стране.

Лиза Бричкина ее не отпускала. Смелость, безоглядная борьба за справедливость, желание всем непременно помочь — это стало главным делом Драпеко. В 1992 году она уже председатель комитета по культуре в Питерской мэрии, в 93-м — вице-президент Гильдии актеров кино России. Эта ее деятельность была очень кстати, на дворе — годы, когда отечественное кино практически на нуле да и вся жизнь — в режиме сплошного дефицита. Драпеко создает ряд хозрасчетных предприятий — некий бизнес в помощь нуждающимся актерам. Деньги добывает по своему проекту: сформировала актерскую бригаду, ездили по деревням, а средства от таких концертов шли на лекарства, вставные зубы, одежду старикам-актерам.

В личной жизни Драпеко были сплошные сражения, как на фронте. О первом браке нечего и говорить, она сама признается: «Я хоть была уже неплохой актрисой, а вот в голове было пусто». Супруг первым подал на развод, причина банальна — своих высот на сцене он не добился, а жена — звезда.

Со вторым мужем актером Олегом Беловым она работала вместе в Театре киноактера. Голубоглазый красавец, в руках гитара. Родилась дочь Анастасия. Но он сам ее бросил — его раздражали горы томов Ленина в квартире и жена, штудирующая марксистские постулаты.

А вот мать Лена отличная, не просто любящая — сумасшедшая. Считает самым счастливым днем жизни именно появление на свет малышки. Белова знать не хочет и сразу категорически заявила: «Дочь видеть не позволю. Не заслужил!».

Был у Драпеко и третий муж. Говорит: «Какой-то начальник», и эта небрежная характеристика доказывает, что любви не было! В эти годы Елена уже известный человек, что никак не входило в планы супруга. Ему были нужны борщи, чистые рубашки и присутствие дома.

Если вы слышали выступления Драпеко на заседаниях парламента, то, конечно, удивляетесь: как это человек искусства так складно, так логично излагает тему. Оказывается, Елена постигла науку риторики в университете и на данный момент является профессором.

Она готова любому своему коллеге по Думе дать мастер-класс, как нужно строить свою точку зрения, чтобы она была принята всеми. Но, скорее всего, не лекции в вузе сделали ее беспроигрышным политиком.

Все начиналось в юности, с отряда правофланговых. Она стала лауреатом премии Ленинского комсомола и в ряду посланцев советской молодежи приветствовала делегатов XXVI съезда партии. Помнит, как со студенческими отрядами объездила все ударные стройки страны. Пройдут годы, и актриса Драпеко соберет «боевую бригаду» киноактеров и будет ездить в горячие точки везде, где стреляли. Но вначале была другая война — с мамой, которая пыталась вдолбить дочери опасность гастролей, напоминая про маленькую дочь. Поехала.

С 1999 года Драпеко — депутат Государственной думы. Только не надо думать, что все женщины от искусства — никчемные парламентарии. Лена говорит, что за один только год доказала, что она не «актрисочка, не дурочка-блондинка», даже не женщина, а истинный слуга народа.

Долгое время она была единственным депутатом, у которого не было квартиры. С дочерью жила в гостинице.

И все же, думаю, она дорого заплатила за свою независимость — мужчинам с ней трудно. Она не домашняя. Но что-то женское все же просматривается в жестком депутате: она любит свою дачу, любит печь пирожки и иногда даже поплакать!

А еще, сторонясь мужчин, все же часто влюбляется, начинает чистить перышки, маникюры, педикюры. Неважно, что все это без взаимности — она ведь актриса, а потому умеет придумывать красивые обстоятельства.