Троллейбус, который идёт на футбол

В Управлении калужского троллейбуса задумали создать свою футбольную команду. Инициатор идеи — водитель во втором поколении Эдуард Портнов.

Отец Эдуарда — известный в парке человек. Александр Александрович, Сан Саныч, как его всегда звали. Водитель, инструктор, наставник. Своего сына к большому рогатому другу отец приучал практически с пеленок. В детсадовском возрасте мальчик уже уверенно чувствовал себя в кабине машины, а в восемь лет папа впервые разрешил ему самостоятельно заехать в депо.

— Мы с отцом вместе ездили в основном на учебных троллейбусах. Он тогда работал инструктором в нашей школе водителей при депо. Кстати, она известна за пределами области. У нас учатся люди из многих регионов. Я тоже закончил эту школу. Теперь работаю там инструктором, как отец. Однако и на линию выезжаю, — спокойно и уверенно рассказывает Эдуард Портнов, крепкий, спортивного вида мужчина средних лет.

Колесит по дорогам областного центра за рулем троллейбуса он уже 21 год. Свой первый рейс, конечно же, помнит. Ранним майским утром 1999 года из депо по второму маршруту выехал Эдуард без особого волнения.

— Чувствовал себя спокойно. Позади шесть месяцев обучения, был готов и морально, и профессионально. Да и тогда еще не было на дорогах такого сумасшедшего трафика, как сегодня. Новичков обычно отправляют по спокойным маршрутам. Первое время они обкатывают 5, 9, 11, 17-й и, конечно же, мой любимый второй.

Раньше водителей прикрепляли к определенным маршрутам. Самым опытным и профессиональным доверяли один наиболее сложных — третий. Сегодня такого нет.

Поэтому когда достается любимый — для Эдуарда радость. Как он сам признается, на втором ездят самые интеллигентные пассажиры Калуги. Многих он знает в лицо.

— У меня очень хорошая зрительная память, и, подъезжая к остановке, я знаю, кто и где будет выходить. Они меня тоже узнают, здороваются.

Узнать машину Портнова на калужских улицах легко. Он сидит за рулем единственного в городе «футбольного троллейбуса». В салоне десятки фотографий футболистов. И это не знаменитые Месси или Марадона, на пассажиров смотрят, улыбаясь, калужские футболисты.

Эдуард — штатный тренер футбольного клуба завода «Континенталь».

— Сейчас хочу еще около сорока фотографий по салону развесить. Я выступал за все эти команды. Играем практически на всех полях Калуги. Сам сейчас гоняю мяч в ветеранской команде. Мне интересно и играть, и тренировать. На поле другие эмоции, а тренерская работа, конечно, немного нервная. Мы все отличаемся в основном тем, что играем для души и от души. Чтобы эмоции были положительные. Сегодня у меня 52 человека в команде. Ребята по возрасту самые разные. От 16 лет беру. Есть и свой ветеран, которому уже 49-й год идет. Играют ребята из нашего депо, есть с других заводов, из вузов калужских приходят.

Руководство Калужского троллейбуса решило поддержать инициативу своего сотрудника и сейчас рассматривает возможность создания своей футбольной команды УКТ. Эдуард Портнов с радостью ее возглавит. Футбол действительно прекрасно помогает снять ежедневный стресс, который накапливается у любого водителя УКТ.

Работа эта тяжелая и нервная. В Калуге особенно трудно троллейбусам. Узкие улицы, сложность маршрутов, график движения, а в последнее время конкуренты на пазиках — все это заставляет водителя, выезжающего из парка УКТ, быть не только предельно внимательным, но и максимально философски настроенным. Как избежать излишнего нервного напряжения — этому тоже учат в школе при УКТ.

— Я преподаю молодежи в школе с 2003 года. Шестнадцать групп стажировал. Больше 130 человек выпустил. Люди к нам приходят разные, сейчас, бывает, и предпенсионного возраста. Берем. Деваться некуда. Текучесть кадров есть. Работа тяжелая, по сменам, и нервы нужно иметь железные.

Калуга — один из первых городов СССР, где в 1956 году была пущена троллейбусная линия. Первый маршрут пролегал от вокзала до площади Старый Торг. Сегодня без троллейбуса представить город сложно, хотя слышны разговоры о том, что это устаревший уже вид общественного транспорта. Эдуард Портнов с такими утверждениями абсолютно не согласен.

— Конечно, есть города, где нет троллейбусов. Однако очень не хотелось бы, чтобы Калуга к ним присоединилась. Это несправедливо.

Действительно, троллейбус в Калуге — это наша история и наше будущее. Здорово, что он есть. И я почему-то уверен, что он будет, пока работают в депо люди искренне, не на показ любящие свои машины и свои маршруты.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.