Из молока или пальмы?

C 1 июля продавцов обязали информировать покупателя о растительных добавках в составе молочной продукции. Как выполняют это указание калужские торговые точки?

Российское правительство год от года ужесточает законодательство, касающееся информирования покупателя о пищевой продукции. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Мы уже лет десять, как привыкли к вкусу шоколадок и сыра с «заменителем молочного жира», но только сейчас нас решили предупредить о его наличии.

В прошлом году производители молочной продукции перешли на новую маркировку, где присутствие пальмового масла необходимо обозначать термином «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира».

В этом году пошли еще дальше, решив, видимо, что нашего человека этим не испугаешь.

И теперь о наличии растительных масел в молокосодержащем продукте должны информировать специальные стенды в магазинах и этикетки с ценниками. То есть на полках магазинов товары без заменителей молочного жира и с заменителем должны визуально выделяться.

Мы решили проверить, как выполняется этот пункт постановления правительства, и прошли по продуктовым магазинам города. Картина предстала очень пестрая.

Более всего подготовились к нововведению в «Пятерочках». В центре города и даже на окраинах на полках с молочными продуктами ценники поменяли. Теперь мы можем увидеть на многих из них аббревиатуры БЗМЖ (без заменителя молочного жира») и СЗМЖ (содержит заменитель молочного жира).

Правда, достаточно много ценников без каких бы то ни было указателей, что несколько настораживает. Будем надеяться, что у продавцов до них просто еще не дошли руки.

Мы не увидели разъясняющей информации ни на стендах, ни возле витрин о том, что же такое БСМЖ и СЗМЖ, и, скорее всего, для большинства покупателей это неудобоваримое сочетание букв осталось загадкой.

В сети «Дикси» пошли более простым путем — обозначили на этикетке только продукты, содержащие растительный жир: так и написано — «мороженое с зам. мол. жира». Судя по тому, что таких этикеток очень мало (а продукты продаются в разных магазинах одни и те же), процесс перемаркировки еще в самом разгаре.

Хуже всего оказалось в небольших торговых точках. В четырех из пяти были этикетки прежние. И только в одной булочной на холодильнике с мороженым было наклеено крупно напечатанное объявление, что мороженое — без заменителя молочного жира.

Не обошлось без небольших и неприятных открытий. Так, я, например, узнала, что нередко покупаемый мною сыр содержит растительные добавки и что «пальмосодержащее» мороженое бывает дороже сливочного.

Впечатления от небольшого журналистского рейда по торговым точкам остались двоякие. Да, процесс перемаркировки в самом начале, но он идет, и десяток оштрафованных Роспотребнадзором индивидуальных предпринимателей и юрлиц, в конце концов, сделает свое дело.

Глядя на продуктовые ценники, мы удивлялись тому, сколько же у нас истинно молочных продуктов. Где же тогда, подумалось, растворился почти миллион тонн пальмового масла, закупленного страной? Лишь в двух из двадцати — тридцати сыров, судя по маркировке, был растительный заменитель — притом что, по данным Росконтроля, более 60% проверенных сыров — фальсификаты.

Новая маркировка, как и новые правила выкладки молочной продукции, к сожалению, не гарантирует защиты от подделки, а возможно, и вводит в заблуждение покупателя. Как говорится, ответ на распоряжение есть, но вопросы остались.

Фото автора.