Калужский митрополит напомнил о верности истине

Свою субботнюю статью митрополит Калужский и Боровский Климент посвятил вопросу, что такое верность истине. Поводом стала прошедшая  2 июля в Твери конференция, посвященная священномученику Филиппу, митрополиту Московскому. По словам митрополита, хотя со времени кончины святителя Филиппа прошло  четыре с половиной столетия, его личность и жизнь до сих пор являются актуальным примером мужества и верности Евангелию. «Его подвиг стал наказом, который в разные эпохи исполняет Русская Церковь — стой в Истине до конца», — пишет владыка Климент, рассказывая о нелегких испытаниях, которые преодолел Московский митрополит, противостоявший Ивану Грозному.

«В разгул опричнины святитель Филипп смело возвышал голос в защиту евангельского духа и призывал христиан к сохранению апостольской любви. В одном из посланий, адресованных братии Соловецкого монастыря, он писал: «Бога ради, живите любовно!»

Не «боярскую оппозицию» и не «привилегии Церкви» защищал митрополит Филипп, как утверждали историки в советское время. Поступки святителя были продиктованы не столько политическими или социально-экономическими, сколько религиозными мотивами. В его словах звучала печаль по утрате многими людьми христианской веры и любви. Без них запечатленный в человеке от сотворения мира образ Божий блекнет и размывается, ибо человек утрачивает связь со своим Творцом — источником добра, и исполняется чуждой Ему злобой и ненавистью».

«Видя…, что царь Иван Грозный не желает внимать печалованиям Церкви о судьбах опальных людей, митрополит Филипп не устрашился лично вразумить правителя. Он увещевал царя тайно, потом явно отказал ему в благословении. Не поддавшись нажиму, святитель был тверд в отстаивании своей позиции истинного пастыря, ради Истины не жалеющего себя самого», — пишет владыка Климент и напоминает, что за свою многовековую историю Церковь не раз сталкивалась с «необходимостью защищать основы веры, в том числе заповедь о любви к ближнему, одинаково обязательную для всех членов общества, от нищего до царя».

«У нас на Руси голос пастырей в защиту Церкви звучал неоднократно, и за это они нередко терпели притеснения. Так было со святителем Леонтием Ростовским, павшим от рук язычников, и со священномучеником Гермогеном, уморенным голодом за свое твердое стояние в православии».

«В годы советской власти в России тысячи православных мучеников и исповедников предпочли пойти на страдания и смерть, но сохранить свою веру», — пишет митрополит, напоминая о «беспрецедентном давлении на простых верующих» со стороны государства в послереволюционное время.

«Неимоверное число святынь было разрушено, сотни тысяч священнослужителей и монахов были расстреляны. Государство оказывало беспрецедентное давление на простых верующих, заставляя их отречься от Бога. Гонениям подверглись также и крестьяне, и интеллигенция, и представители класса предпринимателей».

Переходя от истории к современности, митрополит Климент напоминает: «Оценивая востребованную сегодня продукцию массовой культуры, нельзя не признать, что в умах современных людей присутствуют плевелы богоборчества и человеконенавистничества. Эти идеи во многом обесценены, но они не уничтожены. И мы должны быть готовы к тому, что они дадут о себе знать, а потому нам надо укрепляться в вере и помнить подвиг тех, кто отстаивал Истину. И в этом отношении святитель Филипп уникальная личность, жизнь которого дает много уроков для нас».

Фото Калужской епархии.