Людмила Гаврилова. Они танцевали последний раз

«Наш спектакль продолжаться не может, потому что Андрею Миронову стало плохо. Театр приносит вам свои извинения». Стоя на свинцовых ногах, эти слова произнесла актриса Театра сатиры Людмила Гаврилова. Сердце рвалось от боли, ведь Миронов был для нее не просто партнером по сцене.

Кто-то из старых калужан до сих пор считает, что в Калуге жила только одна кинозвезда — Тамара Семина. Но сегодня хочется познакомить вас с еще одной яркой актрисой — Людмилой Гавриловой, которая на протяжении почти сорока лет играла на сцене знаменитого Театра сатиры, где посредственных актеров просто никогда не было. Конечно, когда я впервые с величайшим трудом достала билеты на «Женитьбу Фигаро» с Андреем Мироновым, на его партнершу Сюзанну я не очень обратила внимание — глаза прилипли к всероссийскому кумиру. Знала бы я тогда, что она для него не просто коллега по театральному сообществу…

Людмила Ивановна не любительница рассказывать о своей личной жизни. Но по скудным сообщениям известно, что железным характером девочка пошла в отца — военного летчика.

Приехав из маленькой Калуги штурмовать Щукинское училище, она сразу проявила свой нрав. На просьбу членов комиссии улыбнуться (прикус им не понравился) она резко парировала: «Я вам не лошадь!»

И все же кому-то из мудрых педагогов не захотелось выгонять бунтарку.

Яркая, самобытная, взбалмошная — она сразу обратила на себя внимание режиссеров. Хотя с ней порой было нелегко. Она выслушивала советы и замечания, но… поступала по-своему. Кинематограф тоже распахнул ей свои объятия. Дебют в «Северной рапсодии» (главная роль), следом — «Тимур и его команда», «Мимино». Но театр для нее всегда был главным. То, что к ней особенно внимателен любимец всего Союза Андрей Миронов, она замечала. Но, будучи девочкой рассудительной, не хотела быть затерянной в толпе его обожательниц, тем, конечно, бесила дамского угодника. Не потому ли выскочила замуж за случайно «подвернувшегося», мало кому известного актера Шавката Газиева? Но у молодых девчонок не всегда в голове все происходит рационально.

От этого мимолетного брака родился сын. Назвали Таиром. Миронов по этому поводу укалывал: «А почему не Каир?». На что языкастая Людмила отвечала: «Когда рожу от тебя, так и назову!» Но этот любовный альянс не склеился — молодой супруг не очень надрывал себя в работе, предпочитая, лежа на диване, решать кроссворды. Жена же хваталась за любую работу во имя сына.

Ну а на любовном фронте все оставалось без перемен: звезда «Современника» обжигал горящими взглядами свою Сюзанну, а та держала оборону даже после развода с мужем. «Смена декораций» произошла в Новосибирске.

В гостинице Людмила оказалась с Мироновым на одном этаже. Что-то она предвидела, а потому, возвращаясь в номер, буквально бежала от него со всех ног по темному коридору. Он догнал ее и затолкнул в номер, при этом заперев дверь и швырнув ключ за шкаф.

Она была оскорблена и залепила ему пощечину.

И что? Да ничего, они попили кофе, и до утра не расставались. Потом и долгие годы. Знала ли об этом его жена Лариса Голубкина? Как не знать, когда этот роман был известен всему театру! Но была она женщиной очень мудрой и, кажется, давно перестала пересчитывать персонажей романов своего супруга. Не потому ли он и не хотел разрушать семью, оправдываясь перед Людмилой, на что она жестко отбривала: «Да тебя за жениха никто и не держит!» Он обижался.

Сколько бы еще в жизни этих двух персонажей продолжались эти тайные свидания! Но господин Случай порой подбрасывает людям удобные решения. Как-то в одну из гастрольных поездок Спартак Мишулин уговорил Гаврилову съездить с ним, предупредив, что с ними еще поедет актер Александр Диденко, однокурсник Людмилы и давний ее воздыхатель. Несмотря на то что работали они в одном театре, она ни разу не удостоила его хоть мимолетного ласкового словца. Терпеть его не могла! И тут, спустя пятнадцать лет (!), они оказались в одном купе. Что послужило толчком к переменам? Возможно, выпитое шампанское или его гитара и задушевный голос, но только она впервые подняла на него глаза. И уже не могла отвести.

Они стали мужем и женой. Миронов все понял: здесь третий был лишним. А Людмила летала на крыльях от счастья. Конечно, это была любовь! Но достаточно разноцветная — порой жили как на вулкане. Чуть ссора — взбалмошная жена выгоняла супруга ко всем чертям. Эти мгновения свободы предназначались Миронову, по телефону он получал сообщение: «Путь свободен. Приходи».

Но в семье очень быстро наступало примирение сторон, и Люда морочила матери голову просьбами типа «Скажи — меня нет дома». Та врала, врала, а потом и сам отвергнутый любовник понял эту нечестную игру. Хотя в одном из недавних интервью Людмила призналась, что Сашу своего она любила, а Миронов послужил как бы мостиком к настоящему чувству.

Кого из наших героев стоит особо осуждать? Можно всех, а можно найти и оправдание каждому. Супружеское счастье подошло к концу — у Гавриловой снова развод. Объяснение простое: «Это была не любовь — страсть. А она проходит». А потом она узнает о гибели Саши в автомобильной катастрофе. В трауре ходила недолго, пока к ней не подошла вплотную самая черная полоса ее жизни. Но до этого была гастрольная поездка тетра в Чехословакию. Вечером в ресторанчик Людмилу пригласил некий актер. Она даже спиной почувствовала, что к их столику подходит Миронов. Галантно извинился: «Вы позволите пригласить на танец любимую женщину?» Так они танцевали. В последний раз.

Это случилось в Риге, на гастролях. В этот день у Людмилы был свободный от спектакля день. Достала билет в Домский собор. Но слушать музыку не получалось, какая-то непонятная тяжесть точно всю ее сковала. Ушла из зала, но пошла не в гостиницу, а в театр. И там поняла — Андрей уходит. Как жила дальше? Умудрилась еще дважды сходить замуж. Говорить об этом не хочет — все это были ничего для нее не значащие люди. Им морочила голову да и себя не радовала. Из театра ушла. Но унесла из него с собой огромный, на полкомнаты, портрет Андрея Миронова.