Эрмитаж. Итальянская страница

В Калужском музее изобразительных искусств проходит выставка картины Джулио Карлини «Семейство Толстых в Венеции». Она особо замечательна тем, что изображает родителей последнего директора Императорского Эрмитажа, ставшего после революции государственным. Оттуда и приехало полотно!

Работа экспонируется в рамках заключенного в 2015 году соглашения о сотрудничестве Калужской области и главного музея страны. У сияющей кометы, картины, есть шлейф — насыщенная образовательная программа для взрослых и детей, знатоков и новичков.

Работы Джулио Карлини (1826 — 1887) находятся в ряде крупнейших музеев Мюнхена, Вены. Уроженец Венеции, он был членом Академии Рафаэля в Урбино и Академии художеств родного города.

Автор украсил десятью портретами знаменитых венецианцев старейшее кафе «Флориан» на площади Сан-Марко. Он изобразил драматурга Карло Гольдони, путешественника Марко Поло, художника Тициана, архитектора Андреа Палладио, композитора Бенедетто Марчелло, ученого Паоло Сарпи, адмирала Веттора Пизани и трех дожей. Русский вельможа граф Толстой на память о поездке сделал заказ знаменитому художнику.

 

…Нежарким днем богато одетое семейство собирается прогуляться в гондоле. Туристы со скучающими лицами готовятся исполнить обязательную программу посещения города дожей, только детишкам весело. А вокруг них кипит повседневная жизнь: турки в фесках спрашивают дорогу у моряка, из палаццо Дандол выходят офицер с дамой.

Дворец дожей призрачно вздымается во влажном воздухе, дворняга с лаем бежит за торговцем газетами. Кстати, первая газета появилась именно в Венеции и стоила самую мелкую монетку — газетту.

Иван Толстой, отец семейства, внук полководца Кутузова, с юности служил по ведомству иностранных дел. Благодаря дружбе с наследником престола он сделал блестящую карьеру. Специально для любимца, возведенного в графское достоинство, император создал пост министра почт и телеграфов!

Даже на фоне прочих сановников той поры герой картины выделялся недалекостью и чванством, за что получил прозвище Павлин Матвеевич. Лишенный административных талантов, Толстой был отличным певцом. В юности он выступал в Париже с Генриеттой Зонтаг в великосветских салонах.

Женщина в голубом — жена министра, Елизавета Тулинова, дочь воронежского губернского предводителя дворянства. Эта кавалерственная дама родила восемь детей, из которых пятеро умерли во младенчестве — обычная статистика довакцинного времени. Через пять лет после путешествия в Венецию она произвела на свет Диму, будущего директора Эрмитажа. В сорок четыре года щеголиха, стоящая на полотне в меховом боа, сошла с ума и покончила с собой.

Элегантный господин с перекинутым через плечо плащом — князь Михаил Ухтомский, двоюродный брат Толстого. Одна из двух дам на втором плане — Екатерина Толстая, родная сестра главы семейства. Незамужняя тетка взяла на воспитание троих племянников после смерти их родителей.

Финальным частным владельцем картины был младший сын заказчика, граф Дмитрий Толстой (1860 — 1941), последний директор Императорского Эрмитажа.

После революции полотно было национализировано и заняло место в главном музее страны. Но не сразу выяснилось, кто на нем изображен. Научный сотрудник Наталья Демина случайно обнаружила важный артефакт. С дореволюционных времен сохранилась подписанная вручную этикетка «Гр. Д. Толстой». Но семья многочисленна, кто же именно был этим «Гр.»?

Установить имена позволил «Список портретов, отобранный для историко-художественной выставки 1905 года в общественных и частных собраниях Санкт-Петербурга». Там приведен перечень изображенных на картине лиц. Создатель этой уникальной экспозиции, Сергей Дягилев, собравший портреты со всей России, проделал титанический труд!

Эрмитажная гостья, картина, удачно обрамлена графикой Джованни Баттиста Пиранези (1720 — 1778) из фондов калужского музея. Он жил и работал в Риме, Венеции и Неаполе, с восхищением исследовал памятники античного зодчества.

Пиранези, более тридцати лет изучая древности, проделал скрупулезные раскопки. Художник делал обмеры, рисовал топографические планы, разрабатывал проекты реконструкций античных руин.

Серия «Виды Рима» включает 135 гравюр. Они — отнюдь не рабская копия реальности, а фантастические пейзажи, воссоздавшие саму идею Рима. Пиранези работал в жанре воображаемой ведуты (вида), повлиявшем на легион последователей, в том числе иллюстраторов фэнтези. Его называют Рембрандтом руин и архитектуры. Как нужен уходящим усадебкам и домикам Калуги такой же страстный, настойчивый и талантливый защитник!

И увидеть картину и гравюры, и получить знания смогут дети и взрослые во время квеста «Итальянские каникулы», который подготовили сотрудники калужского музея. Например, юных посетителей познакомят с одеждой путешественников, и они с удивлением узнают, что не только тети, но и дяди носили корсеты.

Работники калужского музея создали фотоколлаж, поместив в сюжет Карлини наших современников. Поищите отличия от прототипов! Выставка будет ждать вас до 29 сентября.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.