Запретить гадостный сериал «Чернобыль»!

С таким обращением в Роскомнадзор обратились представители партии «Коммунисты России».

Запретить гадостный сериал «Чернобыль»!

Адепты капиталистического строя вновь пытаются извратить преимущества социализма, тем самым раскрывая свою реакционную сущность буржуазного мировоззрения. Эта фраза из пропагандистской книжечки времен СССР сразу пришла на память после сообщения пресс-службы партии со ссылкой на главу исполкома ЦК Сергея Малинковича.

А дальше повеяло совсем уж старым, затхлым, вытащенным из прогнившего партийного сундука лозунгом про идеологического врага: «В отношении режиссера, сценариста и исполнительного продюсера сериала нужно возбудить уголовные дела по статье 129 УК РФ за публичную клевету». Вот так, ни много ни мало – всех этих вонючих культурных извращенцев на Колыму!

Что же такого «гадостного» в сериале «Чернобыль» нашли товарищ Малинкович с верными ему партийцами? Почему они столь трепетно возжелали поднять на серп и добить молотом сценариста Крейга Мейзина? А по сути, чего испугались эти люди сегодня, когда идеологическая составляющая коммунизма вообще мало кого интересует?

На мой взгляд, есть, по крайней мере, две причины. Одна – это стремление хоть каким-нибудь образом напомнить о себе. Вторая – фантомная боль ампутированной идеологии.

Скорее всего, обе причины стали ингредиентами этой химико-идеологической реакции. В обращении «Коммунистов России» говорится о том, что сериал «Чернобыль» — это «идеологическое орудие, призванное опорочить и демонизировать образ и советской власти, и советских людей», а сама трагедия на Чернобыльской АЭС стала «объектом идеологической манипуляции со стороны телеканала HBO».

При этом Малинкович со товарищи вынуждены признать, что события, показанные на экране, соответствуют действительности. А вот моральная сторона взаимоотношений – это ложь.

Быть может, обидел их эпизод с выступлением старого партийца в бункере или образ первого и единственного президента СССР, не знаю. Но заявление «Коммунистов России» ничего, кроме улыбки, не вызывает. Уж лучше бы они потребовали вернуть на экраны сериал «Ну, погоди!». Идеологически верный и любимый всеми детьми Советского Союза мультик.

И тем не менее, сериал «Чернобыль» вызвал достаточно бурные споры на просторах российского интернета. Сторонники и противники версии самой страшной техногенной трагедии СССР спорят в основном о деталях.

Действительно, в сериале многое из увиденного может вызвать удивление. Но это художественный, а не документальный фильм. Мелких несоответствий в картине можно набрать вагон и тележку. Однако, согласитесь, «Чернобыль», снятый американским телеканалом НВО, на несколько порядков выше обычного показа советской и российской жизни западными кинематографистами.

Да, герои курят некие сигареты «Сочинские» с дизайном «Столичных», этикетка водки лишь отдаленно напоминает настоящую сорокаградусную времен СССР. Но разве в этом дело? Не вдаваясь в художественные нюансы, нельзя отрицать, что такого внимания к эпохе в зарубежных фильмах о нас не было до сих пор.

Идеология, конечно же, присутствует, но она впрыснута в сериал почти гомеопатическими дозами. Если бы НВО нужен был показ ужаса коммунистического строя, наверняка авторы бы с удовольствием посмаковали исторический факт с первомайской демонстрацией в Киеве под радиоактивным пеплом. Однако в сериале этого нет. А что есть?

Мне кажется, в «Чернобыле» явно прослеживается попытка на ином уровне предвзятости, близком к беспристрастию, попытаться понять, что и как происходило в те жуткие дни. «Чернобыль» — по всей вероятности, первый иностранный художественный кинопродукт, в котором практически отсутствует ходульная карикатурность образов.

Нет, справедливости ради стоит отметить, что небольшие рецидивы обычного показа русских в зарубежных фильмах есть. Это и эпизод с министром угольной промышленности, бесконечные обращения персонажей друг к другу «товарищ», да и с советской субординацией в общении начальников и простых людей в сериале явно много проколов. Но это, на мой взгляд не от желания «показать звериную сущность социализма», а банально от незнания нюансов взаимоотношения людей того времени.