Яков Казацкий: «Умный город невозможно достроить»

Депутат городской думы считает, что дату окончательной цифровой загрузки Калуги в принципе нельзя обозначить. Как говорится, ремонт дома легко начать, но закончить нельзя.

Яков Казацкий: «Умный город невозможно достроить»

Более того, сегодня четко сформулировать некий подробный унифицированный план построения этого «умного города» тоже невозможно. В каждом муниципалитете свои проблемы, свои приоритеты. Для одного города это благоустройство, для другого — трафик движения транспорта, для третьего сохранение исторического наследия, для четвертого утилизация мусора и т.д.

— Все города по-своему пытаются внедрять элементы «умного города». Строят свою систему, но единого понятия пока нет. Я бы обозначил общую цель: город с нулевыми барьерами и нулевыми издержками.

Визуально система напоминает дерево. Корни — это запросы жителей, они все сходятся в единый ствол, который распределяет эти запросы по веткам — соответствующим службам. И по ветвям они переходят к листикам — системе решения конкретного вопроса.

Например, человек попал в аварию, и кто в ней виноват, никак не могут разобраться. Сейчас, чтобы ему получить результат, нужно пройти извилистый путь получения всевозможных документов, ходить на группы разбора, в суд. Элемент «безопасный город», который мы построили в Калуге, дает возможность этому человеку сократить путь для получения результата. Он приходит к нам, получает видеозапись и уходит довольный.

Яков Казацкий: «Умный город невозможно достроить»

Нам важно, чтобы человек, какая бы у него ни была проблема, не тратил дни, в отдельных случаях и недели на ее решение. Все проблемы решались, например, одной кнопкой в телефоне. Минимальное количество усилий, затраченных для получения результата.

Другой пример: ты выехал утром на работу на машине и по пути не встретил ни одного красного светофора, пробок, это тоже элемент «умного города».

…Пример с деревом, приведенный Казацким, нагляден и прост. Однако он показывает сколь сложно настроить всю систему движения от корней до листьев и обратно. Трафик необходимо прокладывать по каждой ветви отдельно. Более того, дерево, как и любой город — живой организм. Какие-то ветви-вопросы засыхают и отпадают, вырастают новые. Под них тоже нужно сразу выстраивать пути.

Идея создания «умного города» безусловно, привлекательна. Однако, она вряд ли заработает в полную силу без активного участия жителей. У Казацкого роль рупора народа — единого портала проблем — стала социальная сеть.

— У меня на Правобережье единым порталом является группа в контакте. Люди пишут проблему, я ее вижу, отправляю соответствующим чиновникам. Другими словами, я пока там заменяю систему «умный город». В микрорайоне из 30 тысяч населения лишь около пятидесяти человек хотят разобраться в системе. Понять, кто им чистит двор, дороги, откуда появляются деревья, почему здесь свет горит, а здесь нет. Остальных ничего не волнует.
— Выходит что рулить «умным городом» будет одна пятая его населения. Стоит ли тогда огород городить?

— Если эти 20% будут делать жизнь оставшихся 80% лучше, что в этом плохого? Один человек вышел на улицу, увидел, что двор не чищен, нажал кнопку и для всего дома двор почистили. Какая нам разница кто нажмет кнопку?

Разговоры об «умном городе» пока в большинстве своем ведутся в будущем времени. Реально почувствовать улучшения простые жители должны завтра. Или послезавтра.

Повседневная жизнь, нынешняя весна, задает скорее негативный общественный фон: все те же смытые вместе со снегом дороги, разбитые тротуары, парковки на них. Почему-то в этой связи вспоминается шутка времен построения коммунизма в отдельно взятой стране: а в пути кормить никто не обещал.

Фото kaluganews.ru