Купец, как он есть

Хотите увидеть самые достоверные иллюстрации к произведениям Гоголя, Островского, Чехова? Посетите в Палатах Коробовых выставку «Купеческий портрет в живописи и фотографии». Экспонаты — живописные портреты из фондов Калужского музея-заповедника и фотографии из семейных архивов, предметы домашнего обихода.

Персонажи, сохраняя свой патриархальный облик, с важностью позируют в кафтанах старорусского покроя, демонстрируя жалованные награды.

Пример — изображение калужского купца первой гильдии Ильи Антипина. Портрет его жены демонстрирует традиционный наряд: рубаху и сарафан, расшитый жемчугом головной убор.

Среди персонажей экспозиции немало благотворителей. Купец Малютин был создателем первого общественного банка. В 1871 году в результате эпидемии холеры многие маленькие калужане осиротели. На средства банка был открыт детский приют, в котором разместили более ста детей.

Банком же финансировалось богоугодное заведение для престарелых, имевшее двор, сад и храм. Этот комплекс по улице Дворянской (ныне Суворова, 117) был островком благополучия для одиноких бедняков. Банковские отчисления шли на уплату налогов за неимущих, на заготовку хлеба для продажи подешевле «на случай крайней дороговизны».

Зарплата работников банка начислялась отнюдь не по пословице «у воды быть, да не напиться». За пятьдесят лет на цели управления затрачено десять процентов прибыли — вдвое меньше, чем на благотворительность!

Понятно, что торговля хлебом имеет совсем не такую общественную значимость и требует куда меньше усилий, чем его выращивание и даже выпечка. Но купец — совсем не обязательно только спекулянт, который в одном месте купил за бесценок, а в другом продал втридорога.

Самый яркий пример действительно полезной для государства деятельности — промышленная империя Мальцовых, обломки которой и поныне действуют. Портрет заводчика, введшего еще в конце позапрошлого века на своих предприятиях восьмичасовой рабочий день, представлен в экспозиции.

Так что не все купчихи были кабанихами, а купцы — паратовыми!

Фото автора.