Есть зритель умный, есть не очень

Есть зритель умный, есть не очень

Заслуженный артист России Михаил Ефремов, бесспорно, один из самых талантливых мастеров сцены и кино. А раз так, то его персона не может оставаться вне поля зрения как поклонников его таланта, так и ярых недоброжелателей. Возможно, причина еще и в том, что он сын великого Олега Ефремова.

С самого детства Михаил как раз больше всего на свете боялся постоянного «родового клейма», тем более что не только отец, но и мать, актриса «Современника» Алла Покровская, и дед – знаменитый оперный режиссер Борис Покровский — были давно известны даже за пределами России. Как тут было мальчику умудриться ярко заявить о себе?!

Конечно, не без благословения отца он впервые вышел на сцену ребенком. А в школьные годы уже появился на экране в фильме «Когда я стану великаном», став самым популярным юным актером страны.

Фильм – трогательная история о подростковой любви. Обаятельный хулиган Петя Копейкин в исполнении юного Ефремова поражал не по-детски глубоким, мудрым взглядом, но мальчиком, сочиняющим умные стихи и мечтающим «излечить все разбитые коленки». Пройдут годы, и страна под названием СССР влюбится снова в младшего Ефремова — теперь в образе благородного разбойника Владимира Дубровского, по сути, того же идеалиста Копейкина, только из XIX века.

Учеба в Школе-студии МХАТ была прервана службой в армии. Но, кажется, он не долго оттачивал строевой шаг вместе со сверстниками, руководство части быстро разглядело в необычном рядовом другой талант и направило его в сторону армейского клуба.

Получив театральное образование, Михаил сразу создает театральную студию «Современник-2», но просуществовала она недолго. Дальше он оказался в театре отца. Родственного контакта не случилось. Причиной для увольнения якобы стала пощечина от Михаила театральному финансисту, после чего отец сказал коротко: «Пиши заявление!».

Но к этому времени младший Ефремов был уже в кино нарасхват. Он умудрялся сниматься в десяти фильмах в год, причем предпочитал быть не гастарбайтером из желания побольше заработать, а наиболее запоминающейся персоной. Тому примером может служить фильм «Ирония судьбы- 2», где не очень-то запомнились Безруков и Хабенский, а вечно поддатый Дед Мороз Ефремова из памяти не выкинешь. (Кстати, Снегурочку в картине сыграла третья его жена Евгения Добровольская.)

Если меня спросят, где для меня Михаил самый-самый, признаюсь – в картине Александра Митты «Граница. Таежный роман». (Кстати, съемки проходили в Калужской области.) Его старший лейтенант Алексей Жгут — слабохарактерный человек без особой цели в жизни. Главное занятие – карты и пьянка. Но вместе с тем это человек добрый, ироничный, любящий свою жену — Галчонка.

Знатоки кино всякий раз подчеркивают, что главное мастерство Ефремова – комедийный план. Такая у него роль в «Статском советнике» Никиты Михалкова, где он сыграл асессора Мыльникова в излюбленной манере. Но сквозь клоунаду часто проглядывают совершенно иные мазки характера. А вот «Парк советского периода», где его Роберт вроде весельчак, но за добродушной маской видится жестокость и беспощадность. Еще пример — в культовом «12» он присяжный заседатель. Хохмит и паясничает, но потом

перед нами совсем другой человек. Его пронзительный драматический монолог в корне меняет отношение к его персонажу. Так что из всего этого вывод делает только сам Михаил Ефремов: «Кино – моя территория, и я всегда стараюсь ее пометить».

Коллеги Михаила шутят: «У него что роли, что дети – хорошо получаются». Итак, о детях и, конечно, о женах. Стоит ли перечислять всех его пять женщин, которые подарили ему шестерых (!) детей? Но о продолжателях рода сказать стоит: старший Никита – копия папы, один из самых востребованных артистов России, средний Николай — хулиган и дебошир в папу, но симпатяга в маму, талантливую актрису Евгению Добровольскую. Тоже успешно работает в кино. Дочь Анна-Мария – большой знаток филологии, изучает иностранные языки. Младшие пока ждут своего часа…

На этой благостной ноте можно было бы поставить точку. Но как пройти мимо вселенского скандала, взорвавшего самарских театралов во время столичных гастролей «Современника»? Шел спектакль «Не становись чужим» по пьесе Гарольда Пинтера. Режиссер Сергей Газаров делал черную английскую комедию, понятное дело, именно на Михаила Ефремова, главу странного семейства Макса никто не мог сыграть лучше.

Зрители ждали появления на сцене своего любимца, а увидели омерзительное животное: не говорит, а рычит, извергая ругательства в адрес своих отпрысков, которых между тем любит. В общем, на лицо ужасный — добрый внутри. А сама семейка – тоже та еще, живущая в постоянном конфликте между собой и со всем миром.

Но публика в канун Дня 8 марта ждала сладенькую любовную, слезливую сказочку. Не увидев, стала покидать зал. Разрыв театрального шаблона людям оказался не по зубам. Бензина в пламя недовольства плеснула местная актриса Алла Коровкина, обвинив гастролеров в задержке спектакля (такое бывает), а Михаила Ефремова в том, что он якобы вышел пьяным на сцену, обругав матом кого-то из зрителей. То, что одно время был такой грех за Михаилом – это известно. Но выпить во время съемок или на спектакле — это не тот формат для высокопрофессионального мастера.

Дальше – как всегда. Интернет заполонили вопли злопыхателей. Прозвучали требования лишить актера звания заслуженного. За Ефремова вступились коллеги, в частности, Михаил Пореченков, Станислав Садальский, Лия Ахеджакова и председатель Комитета по культуре Государственной думы Владимир Бортко. Интересна и точка зрения писателя Дмитрия Ледовского, который считает, что «народными и заслуженными артистами становятся не по званию, а по народной любви».

Кто прав, кто виноват в сложившейся ситуации – разбираться должны люди от культуры – знатоки, но никак не зритель. Иначе мы доживем до поры, когда в состав худсовета станут включать сотрудников ГАИ с трубочками, чтобы перед спектаклем «обнюхивали» всех актеров.

И второе: зритель у нас всякий, есть умный, готовый принять любые сценические новации, есть просто безграмотный, признающий, дабы не портить себе настроение по вечерам, только водевильчики. А что касается работы Ефремова в «непризнанном» спектакле, то он только лишний раз доказал, что слово «амплуа» к нему просто неприменимо. Он и на сцене, и в кино может все – от комедии, фарса до трагедии.