Владимир Ильин. Живёт человек маленький

В русской классике из романа в роман кочевал непременно герой, именуемый маленьким человеком. Не подлец, не стяжатель, не ворюга — просто маленький. И удивительное дело — он был никому не интересен, потому что как бы был в тени, притулившись к жизни бочком.

К российскому и советскому актеру Владимиру Ильину популярность пришла только в зрелом возрасте. А казалось бы, все должно было быть наоборот — служитель Мельпомены во втором поколении, с братом Александром (он тоже сейчас известный артист) все детство провели за кулисами. Отец, Адольф Ильин, заслуженный артист России, блистал на сцене Свердловского драматического театра. Но у Володи было поначалу странное увлечение — его интересовал балет, ходил в специальную школу, а еще его манили лед и фигурное катание. Но прежде всего, как все уральские мальчишки, он мечтал стать геологом и даже золотоискателем. Часто, прихватив с собой рюкзачок, как сказочный Данила-мастер, пытался отыскать «малахит-камень», собирая заодно для коллекции камешки яшмы и аметиста.

Однажды Ильину повезло — его пригласили на телевидение. Скорее всего, здесь за него слово замолвил отец. Нужно было сыграть маленькую сценку по Некрасову «Размышления у парадного подъезда». Получилось! Теперь ему уже предложили в постановке про юные годы Гайдна сыграть главную роль. Снова успех

Так что, простившись со школой, он понес документы в театральное училище, где некогда учился и отец. В студенческие годы его чуть ли не увело от сцены юношеское увлечение странствиями по свету. Любил с друзьями по курсу ездить за старшим Ильиным по городам, где проходили его гастроли: то на попутках, то в товарняке. Исколесили всю страну. Самым высшим шиком было проехать зайцами и не нарваться на кондуктора. Как-то занесло его в Калининград, где отец участвовал в съемках фильма Владимира Мотыля «Женя, Женечка и катюша». И младший Ильин получил небольшую роль.

После окончания училища для Володи наступили сложные времена. Никак не мог найти то место, где бы он почувствовал себя творцом. Был театр «Скоморох» Геннадия Юденича, был юг страны, где работал грузчиком, затем — Казань, где пристроился в ТЮЗ.

Одна из значительных работ — сыграл Тихона в «Грозе». Но чаще всего Ильину давали роли, которые ему были абсолютно неинтересны. Это был тяжелый период в жизни — зарплата мизерная, сидел по уши в долгах. Решил возвращаться в Свердловск.

Как всегда, все изменил господин Случай. Именно в это время в городе гастролировала знаменитая «Таганка». Сразу ему бросилась в глаза одна актриса — Зоя Пыльнова. Первая любовь, которая оказалась на всю жизнь. Она увозит Володю в Москву. Но и там начались «хождения по мукам» — никак ему не везло со столичными подмостками. Потом все же взяли в театр Маяковского. «Крестным отцом» Ильина стал режиссер Юрий Кушнерев, который позвал его в свою картину по книге нашего Шерлока Холмса — Василия Ливанова «Мой любимый клоун», где он сыграл в паре с Олегом Меньшиковым. Сценарий писали Никита Михалков и Александр Адабашьян, потому и картина получилась трогательной и абсолютно неожиданной по сюжету. Олег признается, что играть в паре с Ильиным — великое наслаждение.

Обратил внимание на ранее неизвестного актера и Никита Михалков. Позже мы увидим Ильина в его знаменитых «Сибирском цирюльнике» и «Утомленных солнцем». А вообще-то он большой любимчик Владимира Хотиненко, который ценит его не только как талантливого мастера за то, что ему несвойственна звездность и что он никогда не будет стараться без надобности лезть в кадр, если того не требует сценарий. Лучшей в их совместной работе считается роль Лебедева в экранизации «Идиота» по роману Федора Достоевского.

Герои Ильина простые и понятные. Таков его Савельич в исторической драме «Русский бунт» или Семен Лямкин в комедии «Хочу в тюрьму!», журналист Герман в мелодраме «Стрелец неприкаянный». А как он сыграл гаишника в фильме «Авария — дочь мента»! Немногословен, грубоват и неуклюж, но любящий отец! Дальше — несчастный писатель Рахлин в «Шапке», дурачок Артюша в «Рое» и, наконец, кагэбэшник Малахов в картине «Затерянные в Сибири». Все они не просто разноплановые, но и где-то противоречивые.

Пик популярности актера пришелся на конец восьмидесятых — девяностые годы. Заслуженного артиста никак не назовешь секс-символом киноэпохи. У него простое лицо, иногда усы, полноватая фигура, да и рост не очень… Его типаж — скорее среднестатистический человек из соседней квартиры. Поклонницы не бросаются ему на капот машины, возможно, потому, что ее у него нет.

Актер живет с женой очень скромно. Денег практически не хватает — они щедро помогают церкви, больным и нуждающимся. Им чужды роскошь и излишества. Владимир может снять с себя куртку и отдать нищему, а сам будет шагать к дому в одном пиджаке. Он не участвует в богемных тусовках и не любит мелькать на телеэкране. У них нет детей.

Вместе они уже тридцать лет. Бог не дал им детей, зато есть три любимых племянника и всегда полон дом чужой ребятни. Хотя чужими там они себя не чувствуют. Как хорошо, что в российском кинематографе есть такие «маленькие», но Народные актеры, у которых за грубоватой внешностью — нежное сердце, добрая душа, редкая интеллигентность и, конечно, большой талант. А если ко всему этому еще прибавить его огромное чувство юмора и трагикомический дар, то станет понятно, почему вокруг него всегда тьма народу.