Как я устал…

Как часто вы замечаете за своим ребенком несвойственную ему раздражительность, когда даже любимый планшет он едва держит в руках? Первые недели включения в учебный процесс даются школьникам любого возраста нелегко. И проводят они их за компьютером, общение с которым можно и нужно регулировать даже в век IT-технологий.

Как я устал...

Психологи выделяют четыре основных типа проявления «компьютерной» усталости: потеря контроля над собой (ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает); потеря интереса к компьютеру (часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы); он склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола; эмоционально-невротическая реакция — крик, подпрыгивания, пританцовывания, истерический смех.

У ребенка с низкой подвижностью по мере уставания увеличивается пассивность, о которой можно судить по позе: он почти полулежит, задрав ноги, или всем телом опирается на стол, теряет интерес к занятию, ерзает на стуле, часто меняя положение, у него снижается настроение.

У подвижных детей утомление проявляется в повышении нервно-мышечной напряженности. При этом усиливаются моторные реакции — ребенок вскакивает с места, прыгает, хлопает в ладоши, а эмоциональные обостряются. Он смеется или плачет, вскрикивает, поет, бурно разочаровывается или веселится.

И «компьютерная усталость» отличается от чисто физической. При работе на компьютере, когда на мышечную усталость накладывается нервно-эмоциональное напряжение, ребенок ерзает на месте, трясет руками, ногами, втягивает голову в плечи, ложится грудью на стол или вдруг вскакивает, подпрыгивает, хлопает в ладоши, выбивает дробь кулаком. Ну и что, скажете вы, ведь оторвать его от гаджета выше сил.

Увы, но равнодушным к проблеме родителям придется готовиться к неприятностям.

Уставшему организму одна и та же работа обходится дороже, чем отдохнувшему. Более того, нервно-эмоциональная напряженность и утомление зрения, накапливаясь, отрицательно сказываются на последующей деятельности. Неслучайно педагоги жалуются на чрезмерную возбудимость и неуправляемость школьников младших классов, поработавших в компьютерном кабинете. А ведь есть несколько правил, к которым нужно приучить ребенка как к чистке зубов.

Во-первых, длительность непрерывных занятий непосредственно с монитором для детей 7 — 10 лет составляет 15 минут, 11 — 13 лет — двадцать, 14 — 15 лет — 25 минут и 16 — 17 лет — полчаса. После такого занятия врачи требуют обязательной гимнастики для глаз.

Во-вторых, в течение недели школьник может работать с компьютером не более трех раз. В-третьих, его комната должна быть хорошо освещена, а лучшим источником света станут люминесцентные лампы типа ЛБ. При этом расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

В-четвертых, нельзя допускать во время работы круглой спины — правильная осанка избавит родителей и детей от массы будущих проблем.

В-пятых, когда проявились симптомы усталости, ребенку срочно необходима физическая разгрузка. Это просто: для мальчика можно прикрепить в комнате турник, на который он с удовольствием вскарабкается сам, когда устанет. Можно и просто отвлечь отпрыска походом в магазин или домашними делами. Смена деятельность в этом случае даст ему передышку и снимет нервную усталость.

Наконец, самое главное правило: как бы ни были заняты родители, главной их заботой должен оставаться ребенок. Он — не дополнительная нагрузка к работе, а личность, которая требует не только еды и одежды, но внимания и заботы, которые не предоставит ни один гаджет в мире.