Алексей Гуськов. Любовь от одной спички

Алексей Гуськов. Любовь от одной спички

Кто-то может сказать, что народный артист России Алексей Гуськов известен киноманам как играющий исключительно негодяев. Наверное, такой имидж приклеился к нему после роли снедаемого ревностью капитана Голощекина в фильме Александра Митты «Граница. Таежный роман».

Он родился в польском городке Бжег. Отец — военный летчик. Когда мальчику исполнилось шесть лет, семья переехала в Киев. Через год «при исполнении служебных обязанностей» отец погиб. Эта травма осталась в сердце ребенка на всю жизнь. Детство было не очень ласковым, хотя мать изо всех сил старалась дать сыну все что только можно. Он занимался в футбольной школе, увлекался тяжелой атлетикой, академической греблей, баскетболом.

Но учительница математики, большая театралка, поняла, что спорт — это не его призвание. Разглядев в ученике склонность к театральному искусству, она очень поощряла его участие в школьных спектаклях. И все же, получив аттестат, он поехал в Москву и поступил в технический вуз. На четвертом курсе его «сбил с толку» Алексей Петренко, которого Гуськов увидел на сцене театра. Он был им так очарован, что пошел в деканат и забрал документы. С первого раза поступил в Школу-студию МХАТ. Дальше его судьба была связана только с театральными подмостками, в основном — с вахтанговскими.

Однако дебют в кино состоялся раньше. В фильме «Волкодав» ему пришлось сыграть бандита. С тех пор режиссеры стали предлагать ему похожие роли. Это настораживало. Его талант по-настоящему раскрылся в 2000 году, когда на него бросил взгляд знаменитый Александр Митта, пригласив на главную роль в картину «Граница. Таежный роман». Гуськову снова была уготована отрицательная роль профессионального контрабандиста, промышляющего переправкой наркотиков для Китая через советскую границу. Но это была одна грань жизни офицера. Вторая — семейная драма. Гуськову предстояло изобразить любовный треугольник в паре с Ольгой Будиной (играла его жену) и Маратом Башаровым.

В одном из интервью он рассказал о самой драматической сцене в картине — его схватке с волком. Съемка была сложной, в роли волка — собака хаски по кличке Метель очень спокойного нрава. Поэтому, чтобы на экране показать волчий оскал, взяли другую собаку. Нелегко пришлось актеру сражаться с «волком», изображать ярость на лице, когда Метель норовила лизнуть его в нос. За эту роль Гуськов был удостоен Государственной премии.

Об итальянском телефильме «Он святой, он человек» нужно сказать отдельно. Алексею была предложена роль папы Иоанна Павла II. Почему итальянский режиссер выбрал из массы претендентов на роль именно Гуськова? Может, учитывая его место рождения, решил, что он — коренной поляк? На встрече «Вечерний Ургант» на вопрос ведущего, каково быть в таком высоком сане, он обронил: «Это — школа МХАТа. Сыграть такую персону не было мечтой всей жизни — обыкновенная шабашка. Шесть спектаклей в месяц, все расписано. Урвал момент и решил заработать…». Пробы проходили в Риме. Актер был утвержден единогласно.

Еще об одной великолепной картине в ряду его многочисленных киноработ нужно сказать непременно. Мелодрама Георгия Шенгелии «Мусорщик» с Олесей Судзиловской, бесспорно, от начала до конца не отпускает даже на мгновение зрителя. Гуськову по вкусу образы странных людей. Здесь он — мусорщик в маленьком, утопающем в снегу провинциальном городке. Она — столичная штучка, непонятно как занесенная в глушь. На мой взгляд, эта работа актера после «Границы» — одна из самых ярких. Что-то в его мусорщике от самого Алексея.

Самое время рассказать о том, какой Гуськов «неэкранный» человек. Первый брак в годы студенчества, как часто бывает, рассыпался в прах. От него осталась только дочь Наташа. А второй прямо тянет на киносюжет. Сидя перед началом репетиции с сигаретой в зубах на лестнице театра, он увидел красивую девушку, которая попросила прикурить. Протянул коробок спичек, та спокойно сунула его себе в карман и упорхнула. Неожиданно оказались вместе на репетиции. Алексей смотрел только на нее. Думал: вернет коробок или нет? А она — о другом: «Что вытаращился? Влюбился, что ли? Похоже, он будет моим мужем». Так и получилось.

С актрисой Вахтанговского театра Лидией Вележевой они уже тридцать лет. У них два талантливых сына: Владимир (актер театра и кино) и Дмитрий, который мечтает стать кинопродюсером. Семью можно назвать образцовой. Алексей, переживший в детстве гибель отца и тяжелый развод с первой женой, рано понял, что значит быть главой семьи, что такое быть сильным.

Хотя был момент, когда слабинку он все же проявил. В сложные девяностые годы был период полной невостребованности, и рука потянулась к стакану. Но мудрая жена вытянула его из этого омута. Это и есть настоящая любовь, когда моменты временных кризисов только как допинг.

Он сыграл в кино более семидесяти самых разных ролей: от бандитов до королей, римских святителей и даже президента Бориса Ельцина. Одно правило, как нельзя поступать, он усвоил благодаря роли крутого магната в сериале «Синдром дракона». Там его герой всем диктует свои правила и навязывает свою правду, в том числе и жене. И остается ни с чем.

Спустя тридцать лет совместной жизни Алексей понял, что любит жену еще сильнее. Говорит так: «Свой жизненный кризис я пережил в тридцать пять, когда все было наугад, повезет — не повезет. Потом я стал фаталистом и понял: нужно уметь прислушиваться к жизни, она нам все время что-то предлагает». Вот такая философия.

Алексей Гуськов. Любовь от одной спички

Алексей Гуськов. Любовь от одной спички

Алексей Гуськов. Любовь от одной спички