Мария Аронова. Когда все за одним столом

Народная артистка России Мария Аронова — стопроцентная вахтанговка. А это уже — знак высокого качества. Работать на одной сцене с такими мастерами, как Михаил Ульянов, Василий Лановой, Людмила Максакова, Владимир Этуш (продолжать можно бесконечно), — это великое счастье!

Взрывная, ироничная (к себе особенно), грубоватая, но бесконечно добрая, а главное, по-женски преданная традициям семьи, — это все Аронова. В доме был железный закон: за стол садились все домочадцы без опоздания. Совместные трапезы носили некий магический смысл, когда все слушали друг друга и всем было важно, чем кто живет.

В детстве крошечная Маша не играла в куклы. Она собирала соседских бабушек, сдвигала табуретки (получалась сцена), вешала простыню (вместо занавеса) и начинала спектакль. Отец был недоволен, ему было стыдно, что дочь, как клоун, веселит всю улицу. В школе с младших классов начались проблемы с математикой. Маша этот предмет не знала и знать не хотела. Другое дело — гуманитарные науки! И хоть родители к театральному искусству не имели никакого отношения, девочка точно знала — она станет артисткой!

Но прежде чем начать рассказ о ее ранних успехах на сцене, стоит сделать маленькое отступление — в четырнадцать лет Маша собралась замуж! Родители от такого фортеля дочери были в шоке, тем более что ее избранником был приезжий узбек, в два раза старше ее по возрасту. Но, погоревав, махнули рукой: будь что будет! А ничего и не было — невеста передумала. Теперь у нее была другая задача — поступить в театральный вуз.

И тут юная Аронова показала себя во всем блеске своего самобытного таланта — уже с первых курсов необычную студентку стал приглашать Вахтанговский театр. Причем играла она не только в массовках — ей давали главные роли. Но даже эпизод она могла превратить в эпизодище!

В дипломном спектакле «Царская охота» Мария сыграла императрицу Екатерину II. Виданное ли дело — еще неоперившейся актрисе была присуждена Государственная премия имени Станиславского! Нет ничего удивительного в том, что без всяких протекций она сразу же была зачислена в труппу знаменитого театра.

Здесь объявим маленький «антракт», для чего вернемся назад, когда в жизни Марии снова появился мужчина. В студенческом общежитии девчонки все только и говорили о некоем Владе, которого все ждали, но был он для всех недосягаем. Встреча оказалась нелепой: Маша, вымыв в комнате пол, шла по коридору с тазом грязной воды, сама тоже не в очень-то приличном одеянии. Навстречу — сокурсник со странным парнем с громадным носом и зелеными зловещими глазами. Говорит: «Познакомься, это Влад».

Роман из области фантастики, похожий на атомную войну. Влад был необычайно талантливым и одновременно безвольным и слабым. Учился в ГИТИСе и еще в студии МХАТа. Но не закончил ничего. Дальше началось немыслимое: этот всеобщий любимец Влад начал упорно ходить к Ароновой в гости. Вот как эту свою любовь на первом курсе комментирует сама Маша: «Он был мне послан кармой. Мой избранник мог быть умным, богатым, нежным, каким угодно, но здесь не было ничего. Просто в моей голове было затмение. Я даже не сразу поняла, что забеременела. Что-то булькало в животе, думала — от лимонада. Оказалось, я на пятом месяце… Вначале была паника: что скажу дома, а как сообщить в деканат? Потом решила: пропади все пропадом — буду рожать!».

Родился сын, но через два года роман закончился. Влад ее ударил. Оправдание — был пьян. Но Мария этого не простила. Жила в доме родителей, растила сына, которому дала имя отца, и была вполне довольна судьбой, одинокой и брошенной она себя не считала — ведь у нее был надежный тыл, ее дом.

Ничего нет удивительного в том, что такую яркую актрису быстро заметили кинорежиссеры. Но мне хочется рассказать об одном фильме с миллионными просмотрами — «Батальонъ», где Аронова сыграла Марию Бочкареву, жесткого командира женского «батальона смерти», сражавшегося на передовой Первой мировой войны. Известно, что продюсер Игорь Угольников делал сценарий специально «под Аронову».

Мария вспоминает весь ужас съемок: «Холод, грязь, огонь и страх. Моя героиня не боится боли, эта толстая женщина — отличный стрелок, но она не должна это уметь делать, не ее эта работа!». У железного командира нет дома, нет мужа. Потому она так безжалостна, вроде и не женщина. Любовь прошла мимо. Была бита человеком, за которым пошла в ссылку. Где теперь ее дом? Где стол, где собирается вся семья? Позже она поймет: этот стол для нее на холодном поле, у костра, где в оловянных кружках кипяток. Она мать этим забрызганным грязью и кровью несчастным, бритоголовым девчонкам в безобразных шинелях. Теперь она обязана их любить.

В эти дни на экранах мы снова увидим Марию Аронову в ленте «Лед», где она жесткий и непреклонный тренер, но в глубине души — сердечная мать своей подопечной, которая намерена победить на льду. Не такова ли судьба и самой актрисы? Есть ли у нее теперь прочный семейный стол?

Обожглась первый раз, а теперь замужем за надежным человеком. Кстати, он работник Вахтанговского театра. У них растет дочь Серафима. Отпуск они привыкли проводить на Волге, но поездки к родным остались непременными. Там за большим семейным столом всегда ее ждут.