Ольга Волкова. Несравненная бомжиха

Обычно невесток недолюбливают. Но как быть, если свекровью для Чулпан Хаматовой стала одна из лучших комедийных актрис России Ольга Волкова?!

Ее обожают зрители и побаиваются коллеги. Где она сумела добиться самых-самых высот мастерства: в Питерском Большом драматическом при Георгии Товстоногове или в кино, где ею было сыграно более семидесяти ролей?

В школьные годы театральные подмостки ее не влекли, хотя семья была театральной. Дед был замечательным актером, мастером старинного водевиля. У него за кулисами Ольга проводила все свободное время и безумно им городилась. Когда в конце спектакля зал рукоплескал актеру, она еле сдерживала себя, чтобы не крикнуть: «Это же мой дед!». А вот в школе училась плохо, к тому же она слыла отъявленной хулиганкой. Двое старших братьев, с которыми маленькая сестричка отчаянно дралась, все же сумели вдолбить ей в голову три жизненных правила: никогда не жаловаться, не сплетничать и держать удар. А между тем вместе с любовью к кулачным боям Оля умела великолепно пародировать учителей и сверстников, обладала тонким чувством юмора и потрясающей наблюдательностью.

Закончив с грехом пополам школу, как-то все же умудрилась поступить в студию при ТЮЗе, где и проработала тринадцать лет. Звездный час настал в 1970 году, когда в одном из спектаклей была замечена великим Георгием Товстоноговым. И Волкова ступила на подмостки Ленинградского Большого драматического. Но поначалу на нее никто не обращал внимания, приглашения в кино были эпизодичны, а роли мелкие. Играла в основном в массовках, в одной из картин в толпе народа даже Зимний брала.

В спектакле «Сослуживцы» ее увидел Эльдар Рязанов, который в то время как раз замышлял свой «Служебный роман». Сразу понял: это и есть Калугина! Но потом… забыл про Волкову, а спохватился только через пять лет, предложив ей роль официантки привокзального буфета Виолетты в фильме «Вокзал для двоих». Больше он эту актрису-находку от себя не отпускал.

Следом на экраны вышел киношедевр Рязанова «Забытая мелодия для флейты», где Волкова блестяще сыграла чиновницу «от культуры». Но впереди была ее главная по жизни роль бомжихи в «Небесах обетованных». Какая ее героиня? Это несчастная женщина, которую оскотинившийся сынок, выгнав из дома, так исколотил, что она забыла свое имя и фамилию. Теперь она Катя Иванова или просто Маманя. Рязанов взял время перед распадом Советского Союза. В стране нищета, смута и неустроенность. В воздухе витает страх: как жить, на что жить и что будет? На городской свалке судьба сводит бездомных стариков, которые решили бороться за то, чтобы просто жить на земле.

Власти города намереваются их пристанище закрыть, а ее обитателей расселить кого в больницу, кого в психушку, кого в тюрьму. Хромой президент колонии попрошаек (Валентин Гафт) обещает всем вознесение на небеса обетованные, к чему люди и готовятся. Дуэт Волкова — Ахеджакова (Фима) можно поставить на первое место, несмотря на то что в картине был занят целый букет звезд: Валентин Гафт, Леонид Броневой, Олег Басилашвили.

Чего стоит только одна уморительная сценка, когда они дерутся за батон хлеба! Или когда Фима моет пол, а ее товарка по нищенскому промыслу Катя, придумавшая для себя роль безногой инвалидки, противным голосом затягивает «Взвейтесь кострами…», дескать, люди за это больше дают. Съемки продолжались девять месяцев, и Волкова, чтобы не выходить из образа, даже ходила по городу в лохмотьях, считая, что «так комфортнее». За эту роль ей было присвоено высокое звание народной артистки России.

Есть у актрисы интересная привычка-примета: выходя на сцену, правой рукой касаться половиц, на которые ступала нога многих великих актеров. Интересно, какого ритуала она придерживалась, выходя замуж? В это трудно поверить, но первые два ее мужа имели одинаковую фамилию — Волковы. Правда, из этого «волчатника» ничего путного не вышло, кроме сына Ивана.

На этом точка не была поставлена — она, будучи человеком азартным, рискнула еще раз переступить порог загса. Ее избранником, самым надежным и любимым, стал питерский театральный художник Владимир Ховралев. Вместе до кончины мужа они прожили более тридцати лет.

Только большая взаимная любовь могла благословить Ольгу на безумный поступок — бросить работу, квартиру и отправиться в Москву в никуда. Ей было тогда уже под шестьдесят. Но этот возраст не имеет к ней никакого отношения.

Она и сегодня в свои восемьдесят полна энергии, и дома ее не застать: репетиции, съемки, гастроли. В 2007 году она снялась в популярном сериале «Папины дочки», который шел вплоть до 2013 года. Все 266 серий зрители наблюдали жизнь удивительной бабули. Но не той стандартной, которая приглядывает за внуками и следит за зятьями. Здесь у бабушки и муж, и развод, и новый роман, и даже свадьба.

Нет ничего удивительного в том, что и в жизни Ольга Волкова — человек, подобный вечному двигателю. Возможно, это от ее детства, от небогатого, но гостеприимного дома, где всегда было много гостей, где умели придумывать праздники, потанцевать, пошутить, разыграть кого-то, выпить по рюмочке.

Вот и теперь актриса в дни больших праздников никогда не ляжет спать, пока не обзвонит с поздравлениями всех родных и друзей. А что касается больших телефонных счетов, то «имею права, затем и работаю!». Получать подарки не любит, ей стыдно, что люди на нее потратились. Больше любит дарить сама. По жизни считает, что самый лучший для нее подарок — это ее четыре внука.