В зоне риска

В адрес редакции «Знамени» пришло обращение от известного калужского краеведа Зарины Марковой, в котором она поднимает тему защиты охранных зон исторических памятников.

«Прошу обратить внимание на ситуацию, связанную с фактическим уничтожением охранных зон памятников истории и культуры Калуги.

В городе 97 федеральных объектов, признанных памятниками, 81 региональный, три местных и 352 объекта вновь выявленных памятников.

У вновь выявленных памятников нет зон охраны, есть только границы территории. Это означает, что любой может заказать экспертизу такого объекта и вывести его из охраны. Городские власти не желают за счет казны ремонтировать объекты, вокруг которых нужно еще сохранять старинную среду. Им проще и выгоднее снести такие дома и на их месте построить новые в угоду строительным инвесторам.

Городское управление архитектуры и градостроительства выступило заказчиком проекта новых охранных зон. Победителем торгов по созданию проекта стала ярославская организация. Ее представители в начале декабря доложили о своей «продуктивной» деятельности на архитектурном совете, а затем и на общественном совете в управлении по охране объектов культурного наследия Калужской области.

Прослушав доклад, мы поняли, для чего понадобился новый проект — для масштабного строительства на заповедных ранее территориях! Для уничтожения этих территорий в угоду строительному лобби.

Проект объединенных зон охраны объектов культурного наследия г. Калуги нужен, чтобы город смог проводить градостроительное территориальное планирование как можно быстрее. Цель этого заказа, как нам кажется, — выявить, на каких участках можно заниматься градостроительной деятельностью, а где — ограничение. Иными словами, проект преследует целью не охрану городских памятников, а как можно более плотную застройку вокруг них.

Что было до нового проекта? В охране числилось 2 тысячи 472 га. Из них охранная зона составляла 162 гектара, зона регулирования застройки — 380 гектар, охраняемые природные ландшафты — 1 930 гектар, в которые входил Калужский бор (1 400 га).

Что станет по новому проекту? Бор там уже не фигурирует. Раз он памятник природы федерального значения, его охранный статус якобы достаточен.

Зоны так урезали, что часть улицы Луначарского (нечетная сторона) стала неохраняемой. Часть города вообще выкинули из зоны охраны: улицы Салтыкова-Щедрина, Степана Разина, Николо-Козинскую.

В итоге зона регулируемой застройки теперь составляет 275 га, а зона охраны ландшафта — всего 29 га. Таким образом, в интересах строительного клана охранных зон в городе почти нет. Строй где душа пожелает — власти об этом позаботились!

Проект уже отдали экспертам, если те его одобрят, мы Калугу не узнаем уже через год. Думается, после этого власти забудут о программе «Старый город» навсегда.

В ряде заповедных мест из-за строительства произошла сильная деформация градостроительной среды. Это произошло из-за высотных домов на улице Гагарина. При этом калужанам посоветовали застроить такими зданиями весь сквер Волкова и всю территорию вдоль Яченского водохранилища, чтобы их высота была на уровне ракеты у музея космонавтики.

А ведь еще покойный архитектор Белов предупреждал, что на этой территории строить нельзя: грунт поедет. Дважды подобный проект снимался, и вот опять наступаем на те же грабли.

Краеведы и члены общественного совета защищали свой город как могли. Мы проголосовали против проекта ярославцев, за исключением одного воздержавшегося.

Нам пообещали, что члены общественного совета смогут высказать свои возражения разработчикам проекта.

Что делать? Как спасти старый город? Если не будет охранных зон, он обречен. И сейчас старые дома горят. Все равно никого не найдут, не привлекут. Кто поможет старой Калуге? На прокуратуру нет никакой надежды, все это мы уже проходили…»

P.S. Охранная зона по закону — это территория, где запрещены хозяйственная деятельность и строительство. Ее уменьшение и уничтожение — прямой путь к последующему сносу памятника по разного рода основаниям. Хотелось бы задать управлению архитектуры и градостроительства вопрос: по какой причине оно решило существенно урезать зоны охраны культурных объектов? А также что предлагается калужанам взамен на этих территориях? Ждем ответа.