Память века кистью и резцом

Редкостная экспозиция проходит в Выставочном зале Союза художников России. К 100-летию со дня рождения Филиппа Елгина коллекционер Денис Гирин показал живопись и графику мастера.

Говорят, что нет пророка в своем отечестве. Разве может рядом с нами в очереди в магазине стоять по-настоящему крупный художник? Придите на выставку и убедитесь, что, да, может. Графика Филиппа Николаевича поистине недюжинного дарования и мастерства. Знаменцы гордятся тем, что он долгие годы был художником нашей газеты.

Родился Филипп в 1917 году в семье крестьянина села Трубачева Газимуро-Заводского района Читинской области. Зеленое море тайги запало в детскую душу и откликалось потом в работах художника всю жизнь. В двадцатые годы, когда карандаш был роскошью, в сельской школе не велись уроки рисования. Мальчик вырезал из дерева лошадок, человеческие фигурки, потом стал рисовать. Причем карандаши он делал сам, раскатав отцовский охотничий свинец для пуль в тонкий стержень, вставлял его в палочку из ветки тальника.

Десятилетку мальчик окончил в Чите, куда переехала семья. Он сразу поступил в художественное училище. Юношу призвали в армию после первого курса, служил он на границе с Монголией. Шел 1938 год…

Когда началась Великая Отечественная война, срочника направили в пулеметное военное училище, а затем — на Калининский фронт. После тяжелого ранения в ноги бойца лечили в Воронежском госпитале, а потом направили в Калугу. Он награжден боевым орденом Великой Отечественной войны II степени, медалью «За победу над фашистской Германией».

После демобилизации, в 1946 году, Филипп Николаевич остался жить в городе на Оке. Здесь он оказался в творческой среде, упорно посещал занятия по рисунку и живописи в товариществе «Калужский художник», учился у мастеров Георгия Абрамова и Владимира Любимова.

С 1948 года фронтовик был принят на работу в мастерские товарищества. Произведения новичка стали участниками областных, всероссийских, всесоюзных экспозиций. При жизни автор провел несколько персональных выставок, посмертная состоялось в 1995 году.

Люди, знавшие мастера, рассказали о его судьбе на открытии экспозиции. Художник Евгений Столяров выразил благодарность коллекционеру Денису Гирину не только за сбор коллекции, но и за большую работу по оформлению произведений. «Идет время, уходят художники, но память о них остается. Важно, что труд не пропадает даром, он живет, работает, влияет на людей.

Произведения будут особенно интересны коренным калужанам как отражение истории города. Художник показал, как строился мост через Оку, как раньше выглядел Каменный мост. Показаны уголки Калуги пятидесятых, шестидесятых годов, которых уже нет, которые уже мало кто помнит. В экспозицию вошла лишь малая часть наследия художника. К сожалению, почти нет портретов, а в этом жанре автор работал много и успешно. В своих пейзажах Филипп Николаевич лирик. В работах видна честность, искренность автора. Он брался только за те сюжеты, которые ложились ему на сердце».

Искусствовед Владимир Обухов отметил, что «значимое для творчества Филиппа Елгина полотно «1941 год», несколько пейзажей находятся в фондах Калужского музея изобразительных искусств. Автор умеет видеть мир не через розовые или черные очки, а таким, каков он есть. Поэтому даже простые сюжеты цепляют за душу. Страшное фронтовое ранение не позволило Филиппу Елгину получить систематическое образование. Но вопреки всему он стал серьезным художником, высоким профессионалом.

В пятидесятые годы творческая жизнь в стране кипела, состоялись первые всесоюзные выставки, возник Союз художников СССР. Тогда же и появились первые по-настоящему зрелые работы Филиппа Елгина».

Людмила Ведяева, художник, племянница мастера, вспомнила детство. «На стене висел портрет молодого человека. Мне, маленькой девочке, казалось, что он строго на меня смотрит. Мама сказала: «Это твой дядя, папин брат». А я в то время не видела их, семью разметала война, отец сгорел в танке. Все братья и даже сестра в семье Елгиных воевали. Уже в семидесятые годы в Калуге мы вместе отмечали праздники, и дядя Филипп придумывал карнавальные костюмы, старался рассмешить нас, детей».

Вдова художника, Нина Михайловна, рассказала что в «50-х годах, когда мебель купить было негде, Филипп сам сделал всю обстановку для крохотной однокомнатной квартиры. Не только шкаф, столы, но и откидную, для экономии дефицитного места, диван-кровать. Найдя в лесу интересный березовый нарост, кап, сделал скульптуру девочки, шкатулку. Дачу в садоводческом товариществе художников тоже построил своими руками».

Мягкий, лиричный, солнечный реализм отмечает живопись Филиппа Елгина. Вот портрет еще юной жены, и рядом — взрыв майских красок, акварельный «Букет с жасмином».

Главная красавица, показанная на выставке, сама Калуга. В любую непогоду, в центре и на окраине, в новостройках и в деревянных домиках она уютна, тепла, выразительна. Где та калужская пристань у Воробьевской переправы, что изобразил художник во множестве ракурсов? Где густые толпы лыжников, стремившихся в лес по выходным пробежаться по чистому снегу? Они остались в документах эпохи, линогравюрах мастера.

Графика Филиппа Елгина сочетает трезвость и сентиментальность, точность и обобщенность. Взгляните на гравюру «Улица» 1961 года . В череде спешащих с работы калужан вы сумеете определить профессию и семейное положение каждого!

Из времен года фаворитка графика — зима. Скрещение ветвей в снежных сумерках, фонари в вихре снежинок, малыши в цигейковых шубках, подчеркнутое инеем кружево деревянных наличников — Калуга предстает Атлантидой покоя, благообразия.

Талант мастера был замечен, и он получил значимые заказы на оформление спичечных этикеток. Это вовсе не мелочь, а самое массовое и демократическое средство просвещения и пропаганды, ведь спички берет в руки каждый человек по нескольку раз в день. С 1961-го по 1965 год художник выпустил серии «Башни Кремля», «Ясная Поляна», «Футбол», «Петродворец» , «Станции Московского метрополитена». Точно выполненные рисунки подробно показывают и архитектуру, и острые моменты любимой игры миллионов физкультурников.

Изюминка экспозиции — доски гравюр. Так называют формы (картон, линолеум, дерево, металл), с которых печатают эстампы. Кстати, почему бы не выпустить небольшим тиражом оттиски с них? Работы нашли бы благодарных ценителей, ведь в некоторые городские пейзажи просто влезть хочется, да стекло не пускает!

Не пропустите эту возможность свидания с настоящим искусством, рожденным в Калуге.

Фото автора.