Вольный воздух живописи

Отчет о летнем творчестве на открытом воздухе, пленэре, представили калужские художники в своем Выставочном зале. Работа в условиях естественного освещения, воздушной среды, вне помещения сейчас кажется едва ли не главной школой живописца. Однако было так не всегда.

Только с началом производства готовых масляных красок в свинцовых тюбиках художник получил возможность выйти из студии с этюдником. Пленэр появился в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой мировоззрения художников, для которых свет и воздух приобретают в начале XIX века самостоятельное значение и чисто живописный интерес.

Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан Батист Камиль Коро, Жан Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне, внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. В России во 2-й половине XIX — начале XX века ею плотно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.

Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь.

Галина Терентьева, директор Выставочного зала, отметила, что «главное при этом — передать взаимосвязь движений души с тем, что окружает — бесконечной красотой». Этюды на пленэре — это вовсе не «песня акына» — что вижу, о том пою.

Вот рассказ Льва Рыжова о половодье: «Долго ходил вдоль Оки, не заметил ничего волнующего и только на обратном пути увидел этот сюжет». А на холсте — стремительно бегущие воды и облака, наклонившиеся деревья, вся природа в движении, действии.

Коллективное пленэрное движение, массовые выезды в живописные уголки нашего края начала организовывать художник, бывший директор галереи «Образ» Валентина Волкова.

Сейчас подобных затей — целые грозди. Например, в сентябре в деревне Староселье Мещовского района, на реке Серене, проводился пленэр, приуроченный к открытию в Калужской области шестисотого гостевого дома для сельских туристов.

Живописец Виктор Кузин уже два года проводит на родине пленэр «Ульяновская палитра». Старинный Малоярославец принял живописцев не только из Калуги и Юхнова, но и группу авторов из нескольких областей Центрального федерального округа.

Этюд может быть и законченным пейзажем, и рабочим материалом для создания картины. Евгений Пухов рассказал, что в этой работе «главное — поймать верное соотношение неба и земли, света и тени». Работать надо быстро, ведь освещение меняется, тени движутся.

Девять авторов представили 80 работ. На вернисаже организатор пленэров, заслуженный художник России Владимир Арепьев отметил в своих частушках-страданиях особенности современного арт-процесса: «Реализму роют яму каждый год, а он вширь растет, словно сочный плод!»

Искусствовед, заслуженный деятель искусств России Владимир Обухов сказал, что «пленэрный вернисаж должен стать школой.

Разумно было бы устроить обсуждение работ в Калужском музее изобразительных искусств, рядом с полотнами мэтров, «Мэтроном». Измерить верность глаза и руки, вкуса при сравнении с пейзажами Коровина, Жуковского, Поленова… Ведь в тридцатые годы, 80 лет назад, в Калуге проводились «Творческие четверги». На них шел серьезный разговор о конкретных работах каждого художника. Ни одно отделение Союза художников в России не организует столько коллективных пленэров, как Калужское. В наше непростое время это уникальный опыт».

Заслуженный художник России Татьяна Духанова предложила возродить ежегодные осенние и весенние вернисажи, где художники показывали бы результаты и коллективных, и личных пленэров. «Интересно увидеть цикл этюдов и их плоды — готовые картины».

Пройтись по выставке, чтобы пошуршать палыми листьями в лесу. «Осеннее разноцветье» Павла Вольфсона — будто иллюстрация к стихам Ивана Бунина о «тереме расписном» угасающей природы.

«Старая плотина» Елены Беловой с процарапанными, словно вдвойне голыми, ветвями ивы и ольхи показывает хрустальное предзимье.

Стайки птиц, готовящихся к отлету, отметил Анатолий Жлабович в этюде «Тимашово. Август». Юрий Шеров («Вечер») писал ту же пору, но в «режиме», так называют художники время, когда и небо еще не утратило закатные краски, и огоньки в окнах уже горят.

Не упустите случай глотнуть вольного воздуха в живописи, ведь вход на выставку свободный!

Фото автора.