Елена Яковлева. Рысью и галопом

Народную артистку России, лауреата Государственной премии Елену Яковлеву сегодняшний зритель знает как следователя Каменскую и зловредную заведующую хирургическим отделением в сериале «Склифосовский». А то, что когда-то она была «интердевочкой», к счастью, забыли.

Интересным было ее покорение Москвы. Живя далеко от столицы и работая на заводе, она старательно копила деньги на поездку, чтобы поступить в театральный. Других вариантов для нее не было. Спектаклем стали сами вступительные экзамены. Читая басню Крылова «Ворона и лисица», Елена придумала такую мизансцену: то поднималась на стул, то спускалась. Пока не грохнулась под хохот комиссии. Во втором туре прослушиваний она опять-таки отличилась. Читая монолог Катюши Масловой из «Воскресения», встала на колени. Комиссии пришлось встать и слушать девушку стоя.

После вуза попала в «Современник». И снова судьба была к ней благосклонна — за ее принятие в труппу голосовали единогласно, что бывает довольно редко. Двадцать семь лет (правда, с небольшим перерывом) она проработала в прославленном коллективе. Всегда была занята в главных ролях, но в последнее время стала чувствовать себя неуютно в стенах театра. На главные роли ставили других актрис. Ушла без жалости.

В восьмидесятые годы Елена много снималась в кино. Дебютом стала достаточно невзрачная картина «Двое под одним зонтом». Потом пошли более яркие ленты: «Плюмбум, или Опасная игра», «Время летать», «Петербургские тайны», «Эта женщина в окне». Но всенародную славу получила скандальная «Интердевочка». Такая любопытная деталь: Елена с юности мечтала когда-нибудь увидеть знаменитого режиссера Петра Тодоровского. И вот она получает приглашение на пробы в его картину. На роль «ночной бабочки» претендовали такие кинокрасотки, как Ирина Розанова, Татьяна Догилева, Ингеборга Дапкунайте. И только в Яковлевой Тодоровского покорила не фигура, а душа.

Фильм имел оглушительный успех. Но, несмотря на заложенную в нем мораль, получился обратный эффект — школьницы мечтали стать валютными проститутками! Позорная профессия возымела романтическую окраску. Молодая, малоизвестная актриса получила все мыслимые и немыслимые премии. Тодоровский снимет ее еще в трех своих картинах, где самой яркой работой была роль в фильме «Анкор, еще анкор!».

Новый же виток популярности ждал ее в телевизионном сериале «Каменская». Полная противоположность «Каменской» — сериал «Склифосовский», где Яковлева уже не в милицейской форме, а в белом халате.

Многие ее считают везучей: по жизни все задуманное у нее сбывается. Кажется, именно так и получилось в личной жизни. Народный артист Валерий Шальных идет с ней по жизни уже четверть века. Воспитывают дочь Катю (от первого брака мужа) и сына Дениса.

О его союзе с матерью хочется сказать особо. Юноша высокий, стройный, хорош собой. Интересно построены в семье взаимоотношения детей и родителей: никаких скандалов, истерик — взрослые смогли «проглотить» юношеский психоз на моду. Он увлечен бодибилдингом и даже собирается участвовать в международных соревнованиях.

Возможно, Елена делает сыну некие уступки именно потому, что она, как все актрисы, «занятая мама». Раз в детстве мало с сыном играла, читала, говорила по душам, то за это чем-то нужно расплатиться. Уступила просьбам Дениса, пожелавшего заняться конным спортом. Сама тоже попробовала. Понравилось. Теперь может с ним наравне скакать рысью и галопом. Впрочем, как и по жизни. Только не всегда этот крутой аллюр на пользу.

Случилось, что стало плохо во время спектакля. Доиграла. Вызвали скорую. Оказалось, язва желудка, нужна была срочная операция. Дали неудачный наркоз, и Елена оказалась в коме, на грани смерти. На сплетни по поводу того, что Яковлева, дескать, даже не была на свадьбе собственного сына, она отреагировала так: «Сколько можно нести чушь! У меня отличные отношения с сыном и невесткой Викой». И добавляет: «У нас прекрасная семья. Всех бы так любили дети!». Свою роль в семье она обозначила со свойственным ей юмором: «Я, конечно, президент!»