«Не умею каяться»

«Я чудовищно ужасна, когда меня не понимают», — утверждает актриса, режиссер, сценарист, продюсер Вера Глаголева. Но с этим трудно согласиться, когда видишь на экране ее героинь, таких свободных, естественных, ни на кого не похожих. Она и в жизни — без макияжа.

Коренная москвичка, из учительской семьи, росла в обстановке глубочайшего уважения к домашним традициям, что не мешало ей устраивать грандиозные побоища с братом. В футбол гоняли тоже вместе, причем Вера — за вратаря. Увлекалась стрельбой из лука, даже стала мастером спорта. О профессии актрисы не думала. Чистая случайность — попалась на глаза кинооператору «Мосфильма». Девочка поразила его своей необычной внешностью. Так она попала в фильм Родиона Нахапетова «На край света», причем на главную роль.

Ни в какой театральный вуз она поступать не собиралась. И все же Родион ее больше не отпустил. Они стали мужем и женой, а Вера постоянно снималась в его фильмах: «Враги», «Не стреляйте в белых лебедей!», «О тебе» и других. Всего в ее кинокопилке — более пятидесяти картин. О молодой актрисе (без специального образования!) заговорил мир кино. Критики отмечали необычный типаж: хрупкую поэтичность, ломкую пластику, точность «психологического жеста», неординарную внешность. Все это было в моде 70 — 80-х годов.

Не прошел мимо новой кинозвезды и знаменитый Анатолий Эфрос, пригласив в свой театр на Малой Бронной. Нахапетов запротестовал. Вера уступила, хотя делала это крайне редко. Но позже об этом жалела — ведь она могла от него столько всему научиться!

Счастливый брак и творческий союз двух талантов распался после двенадцати лет совместной жизни, когда уже росли две дочери — Аня и Маша. Измена мужа, конечно, больно ранила Веру. Но она признается, что и ее вина была в том, что она ни в чем не желала ему уступать. Вот он затеял работу над новым фильмом, а ей категорически не нравится сценарий. Здесь бы смолчать или во имя мира и согласия найти какие-то слова одобрения.

Но она начинала в своем духе: это не так, а это не эдак. А он ждал поддержки! Ей бы повиниться, приласкаться? Но Вера максималист: «Для меня попросить прощение — невозможно. Я всегда права!».

После развода в депрессию не впала, но сниматься стала реже. Один фильм все же стоит здесь назвать. «Выйти замуж за капитана» стал главным в ее жизни. Говорит, что была настолько очарована гениальными сценаристом Валентином Черных и режиссером Виталием Мельниковым, что в процессе съемок ходила точно пьяная от счастья.

Ее партнером был Виктор Проскурин. По сценарию это человек серьезный и обстоятельный. Она — полная ему противоположность — ветер в голове. Фильм весь от начала до конца про любовь, от отчаянного одиночества к состоянию вместе. Эта роль Глаголевой была признана лучшей работой года.

Потом она увлеклась режиссурой. Ее фильм «Одна война» — о судьбе женщин, родивших детей от немецких оккупантов. Заброшенный остров в Ладожском озере.

Пять несчастных в одиночестве, под прицелом охраны. Картина была удостоена более тридцати международных премий. Так что выходит, что расставание с Нахапетовым не разрушило ее творческих порывов.

Как раз наоборот — под личиной нежного «ветреного» создания стала проступать могучая натура, не умеющая даже плакать. Как режиссер она невыносимо строга (сама в этом признается). Когда актер не желает ее понимать, бывает и срывается, но не извиняется, потому что не умеет!

Ее дочери Маша и Аня сами на себе это испытали, снимаясь в ее фильмах. В одном из телеинтервью пожаловались: «Мама никогда нас не хвалила, не говорила, что мы красивые!». Вера парирует: «Чтобы не зазнавались!».

Нынешняя задумка Глаголевой грандиозна — она решила снять фильм по роману Тургенева «Домик в деревне». В это невозможно поверить, но она умудрилась на роль Ракитина пригласить звезду мирового уровня самого Рэя Файнса. (Вспомним знаменитые работы Стивена Спилберга, в том числе «Список Шиндлера». Везде в его лентах главные роли неизменно у Файнса.)

Его так увлекла работа с русским очаровательным режиссером Глаголевой, что он за пару месяцев выучил русский язык. «Это лучшее, что у меня было», — признается Вера.

Но это лучшее — что касается работы. А в личной жизни тоже все отлажено. Встретила замечательного человека, бизнесмена Кирилла Шубского. Родилась еще одна дочь — Настя.

Кирилл всех троих девочек считает своими и одинаково любит. Он человек семейный, он всеобщий «объединитель». А женщину с грустными глазами, которая стала ему женой, понимает и поддерживает.

В этом случае двое совпали. Хотя услышала от Веры довольно неожиданное: «Любить самой надо меньше, чем тебя любят. Не надо растворяться в мужчинах!».

Возможно, все же и с годами старый шрам от нахапетовской измены напоминает о горечи разрыва.