Улыбки судьбы

Афиша Калужского ТЮЗа пополнилась двумя именами известных детских психологов — Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой. Их переложение народной итальянской сказки «Улыбка судьбы» соединяет мистику и реальность.

Режиссер Михаил Визгов не просто придал этой пьесе «по мотивам» динамичность. Он, как и в других своих постановках, делает упор на содержательную составляющую спектакля, его глубинный смысл, не лишенный, впрочем, той самой динамики. Артисты же стали верными помощниками режиссера, расцветили спектакль темпераментом, буквально вовлекая юных зрителей в это сказочное действо.

Художник Тамара Голованова создала мерцающий мир тайны на фоне итальянских гор и замков. Само колесо Фортуны то светилось калейдоскопом, то мелькало спицами, как штурвал корабля в бурном море. Иной раз оно превращалось в обруч-игрушку, которую погоняет по дороге жизни Король (А. Лаймин, Н. Вараксин).

Интересное действующее лицо здесь — дорога. Ее изображает подобие античного хора, одетого в лаконичные костюмы по мотивам геометрических обликов крестьян Казимира Малевича (художник по костюмам — Тамара Голованова). Евгения Хозикова мастерски оформила спектакль музыкой, а артисты поют куплеты-характеристики своих персонажей.

Желтый песок с ручейками и бабочками под ясным солнцем хорош — объективно жизнь прекрасна. Но судьба невзлюбила принцессу Регину (Е. Крохмалева, А. Костина, В. Балашова), пообещав горе любому крову, под которым та найдет пристанище. Чтобы не навлечь беды на свою семью и королевство, Регина уходит куда глаза глядят с рюкзаком за плечами. Ее сопровождает верный, но трусливый пес Маркус (К. Ланцев, В. Киселев), утверждающий, что его «ранимость — признак природы». Но лучше такой спутник-нытик, чем одиночество в пути, тем более что пес заметно мужает, сталкиваясь с трудностями, слабостями и даже пороками.

Есть в спектакле еще одно действующее лицо. Сама Судьба — угрозы ее немотивированны, действия противоречивы и непоследовательны. Но только на первый взгляд!

Вот Портной (А. Алешко, С. Горталов), все убранство дома которого сшито из украденных у клиентов кусочков ткани. Привалило ему счастье — заказ на подвенечное платье невесты Короля. Не удержался, украл полметра золотой парчи! А когда пошел прятать у брата, такого же вора, его постигла напасть. «Конечно, платье рассыплется, если шить гнилыми нитками», — резонирует пес Маркус.

Кузнец (А. Сотсков, А. Терехов), получивший подряд на изготовление золотой кареты, — «крутой». Он — «кузнец своего счастья» — скрутил конкурентов в бараний рог. Так что же удивляться, что те при отлучке деляги развалили его изделие на запчасти?

В пьесе напрямую не показываются те руки, что воздали обманщикам по заслугам. Якобы все это происки Судьбы. Но и взрослые, и дети без труда понимают: «Не делай для других того, чего не хочешь для себя» — прописная и такая точная истина!

Другой подход к Судьбе исповедует чиновная Статс-секретарша (Е. Сухотина, Я. Потапова, А. Петрова). Она точно знает, как должно быть и что такое хорошо (для нее). Если герои действуют не по ее плану — тем хуже для них!

Король инфантильно принимает удары Судьбы и, лишь увидев Регину, наконец, возлагает ответственность на себя. Вместе с любовью он обретает мужество.

Появления Судьбы на сцене эффектно обыграны, и актрисам, исполняющим эту роль в разных составах, — Евгении Одинцовой и Маргарите Четвериковой, — удалось показать два лица рока. «Покорного судьба ведет, непокорного тащит». Как определить, где нужно преодолевать обстоятельства, а когда мудрее плыть по течению?

Дорога жизни- пересеченная местность. Хорошо, что у Регины нашлись ресурсы, чтобы причесать, умыть, одеть в бальное платье свою злую нищенку Судьбу. В финале растрепанная злюка становится лучезарным двойником принцессы, дарит ей встречу с Королем.

Действие, как и положено в сказке, заканчивается счастливым союзом. Судя по тому, как съеживались, вжимались в бархатные кресла маленькие зрители при явлениях Судьбы, смеялись над злоключениями жуликов, громко переживали за Регину и Маркуса, сказка проникла в их души.

Сами авторы, ученые-психологи, авторы десятков книг, взялись за написание пьес неспроста. Они отмечают, что «на фоне избыточной информации, обильных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей».

Авторы в своей нашумевшей книге «Кто соблазнит малых сих…» тщательно, с цифрами в руках проанализировали разрушительное влияние таких программ и мультфильмов, как «Телепузики», «Утиные истории» о Дядюшке Скрудже (Скряге), на разум и чувства детей.

Какую картину мира видит перед собой ребенок? Ту, что показывают ему взрослые. И если мы с детства говорим ему «хочешь жить — умей вертеться», успех — это богатство (отнюдь не духовное!), то чего же стоит ожидать в будущем? Авторы пьесы подробно разбирают в своих статьях этот печальный опыт.

«Каким должно быть искусство для детей и подростков?». Калужский ТЮЗ — как раз то самое место, где создаваемое искусство — для детей и ради детей — настоящая сокровищница сказок с христианской картиной мира, русской и мировой классики, расширяющих детское сознание. Здесь ребят учат мыслить не клипово, кусочками, а долго и широко. Вот что ценно.