Двадцать лет без фальшивой ноты

Иначе как фееричным не назовешь отгремевший, как майский гром, XX Международный фестиваль «Мир гитары». Несмотря на любые кризисы, санкции, колебания валют, бессменный руководитель Олег Акимов хранит и повышает «золотой стандарт» качества форума.

Неделю назад, 22 мая, мировая премьера оперы Ларри Кориэлла «Анна Каренина» прошла без композитора. Легенда мира гитары, «крестный отец» фьюжн ушел из жизни в марте этого года. На стуле, который должен был занять маэстро, лежали гитара и две гвоздики.

В 2015 году мастер привозил на калужский фестиваль оперу «Война и мир». Музыкальное прочтение второго романа Льва Толстого состоялось благодаря тому, что партию Ларри Кориэлла вдохновенно исполнил Роман Мирошниченко.

Сопрано Уршка Кастелич, тенор Домен Анжловар, баритон Клемен Адамлье из Словении, меццо-сопрано Марта Харрейтер (Австрия) сумели рассказать не просто историю любви и измены, а трагедию несовпадения свободы и долга.

Симфонический оркестр «Русская филармония», уже не первый раз украшающий программу фестиваля, принимал участие в калужской премьере оперы «Война и мир». Поэтому понимание стилистики композитора дало возможность дирижеру Сергею Тарарину и музыкантам ярко донести замысел автора до слушателей.

Концерт второго дня фестиваля тоже стал мировой премьерой. Дмитрий Илларионов представил «Сны в зеркале: Satie — видения». Невиданные до этого времени в Калуге визуальные эффекты отражений в трех зеркалах представил художник Чой. Видеоарт не иллюстрировал, а как будто рождал сполохи музыки. Дмитрий Илларионов рассказал, что идею действа подал режиссер Евгений Горин на Батумском фестивале гитары. Сюита была посвящена 150-летию со дня рождения основоположника минимализма Эрика Сати. Кстати, видение композитора явилось на сцену в котелке, с зонтиком, и исполнило прелюдию на пишущей машинке…

Публика увидела и услышала концерт настоящего авангардного искусства. Редчайшее для провинции изысканное представление обращалось к тем, кто не ищет легких путей и готов расширять сознание. Произведения Эрика Сати, Алексея Айги, Антона Танонова, Павла Карманова, Андрея Зеленского, Любови Терской связали импровизации Дмитрия Илларионова.

Соло на гитаре, виолончель (Борис Андрианов), прозвучали вместе с Московским камерным оркестром «Musica viva». Это событие стало вехой в культурной истории города и фестиваля, подняв его на качественно новый уровень.

На сцене Дома музыки в среду стартовала детская ветвь «Мира гитары». Его организатор и директор Жанна Чайкина собрала более 200 участников практически из всех музыкальных школ Калужской области, Калуги, а также Москвы, Тулы, Твери, Серпухова, Протвина, Магнитогорска. В первый день свое искусство показали солисты.

Вечером в зале филармонии «заварился» джазовый джем из популярных у калужан завсегдатаев фестиваля Ксении Федуловой со своей группой и польской группы Лешека Чихоньского. Калужский молодежный симфонический оркестр с Ильей Норштейном за дирижерским пультом и специальный гость джема Роман Мирошниченко подтвердили, что лучшая импровизация — тщательно отрепетированная.

В четверг, 25 мая, в Доме музыки соревновались детские гитарные ансамбли, один из них даже объединил ребят из Магнитогорска и Калуги. В этот вечер к дирижерскому пульту Калужского молодежного симфонического оркестра встал испанец Сесар Альварес. Гость фестиваля — человек мира, он работает и в Мадриде, и Томске, и Санкт-Петербурге; плотно сотрудничает с композитором Эдуардом Артемьевым. Мировые гитарные премьеры представили аргентинец Эдуард Исаак, белорус Павел Кухта, испанец Карлос Пиньяна (гитара), Андрей Иванов (контрабас). Композиторы Марко Перейро (Бразилия), Сергей Ильин (Санкт-Петербург), Галина Горелова (Беларусь) и Михаил Иванов написали музыку специально для калужского фестиваля!

Занавес музыкального форума опустил Эл Ди Меола, человек- фьюжн. «Мирзоян квартет» оттенял гитарное соло голосоподобным пением струнных инструментов, среди которых была скрипка Гварнери! Музыка-фонтан, музыка-прибой, которая может сокрушить утес, но несет радугу в каждой капле, закрыла XX фестиваль.

Калужский губернатор Анатолий Артамонов, поднявшись на сцену, поблагодарил организаторов форума и артистов. Он назвал труд художественного руководителя Олега Акимова и директора фестиваля Елены Акимовой титаническим. Создатель музыкального брэнда Калуги получил почетное звание «Заслуженный работник культуры Калужской области».

…Отгремели овации, раздарены цветы, получены автографы. Поэт писал про окончание встречи с читателями: «Мои ботинки черны, как гири». Каждый год тяжело расставаться с чудесами «Мира гитары». В большинстве стран Европы граждане становятся совершеннолетними в 21 год. Что-то принесет этот рубеж творению Олега Акимова и нам, поклонниками фестиваля…

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.