Иначе как фееричным не назовешь отгремевший, как майский гром, XX Международный фестиваль «Мир гитары». Несмотря на любые кризисы, санкции, колебания валют, бессменный руководитель Олег Акимов хранит и повышает «золотой стандарт» качества форума.
Неделю назад, 22 мая, мировая премьера оперы Ларри Кориэлла «Анна Каренина» прошла без композитора. Легенда мира гитары, «крестный отец» фьюжн ушел из жизни в марте этого года. На стуле, который должен был занять маэстро, лежали гитара и две гвоздики.
В 2015 году мастер привозил на калужский фестиваль оперу «Война и мир». Музыкальное прочтение второго романа Льва Толстого состоялось благодаря тому, что партию Ларри Кориэлла вдохновенно исполнил Роман Мирошниченко.
Сопрано Уршка Кастелич, тенор Домен Анжловар, баритон Клемен Адамлье из Словении, меццо-сопрано Марта Харрейтер (Австрия) сумели рассказать не просто историю любви и измены, а трагедию несовпадения свободы и долга.
Симфонический оркестр «Русская филармония», уже не первый раз украшающий программу фестиваля, принимал участие в калужской премьере оперы «Война и мир». Поэтому понимание стилистики композитора дало возможность дирижеру Сергею Тарарину и музыкантам ярко донести замысел автора до слушателей.
Концерт второго дня фестиваля тоже стал мировой премьерой. Дмитрий Илларионов представил «Сны в зеркале: Satie — видения». Невиданные до этого времени в Калуге визуальные эффекты отражений в трех зеркалах представил художник Чой. Видеоарт не иллюстрировал, а как будто рождал сполохи музыки. Дмитрий Илларионов рассказал, что идею действа подал режиссер Евгений Горин на Батумском фестивале гитары. Сюита была посвящена 150-летию со дня рождения основоположника минимализма Эрика Сати. Кстати, видение композитора явилось на сцену в котелке, с зонтиком, и исполнило прелюдию на пишущей машинке…
Публика увидела и услышала концерт настоящего авангардного искусства. Редчайшее для провинции изысканное представление обращалось к тем, кто не ищет легких путей и готов расширять сознание. Произведения Эрика Сати, Алексея Айги, Антона Танонова, Павла Карманова, Андрея Зеленского, Любови Терской связали импровизации Дмитрия Илларионова.
Соло на гитаре, виолончель (Борис Андрианов), прозвучали вместе с Московским камерным оркестром «Musica viva». Это событие стало вехой в культурной истории города и фестиваля, подняв его на качественно новый уровень.
На сцене Дома музыки в среду стартовала детская ветвь «Мира гитары». Его организатор и директор Жанна Чайкина собрала более 200 участников практически из всех музыкальных школ Калужской области, Калуги, а также Москвы, Тулы, Твери, Серпухова, Протвина, Магнитогорска. В первый день свое искусство показали солисты.
Вечером в зале филармонии «заварился» джазовый джем из популярных у калужан завсегдатаев фестиваля Ксении Федуловой со своей группой и польской группы Лешека Чихоньского. Калужский молодежный симфонический оркестр с Ильей Норштейном за дирижерским пультом и специальный гость джема Роман Мирошниченко подтвердили, что лучшая импровизация — тщательно отрепетированная.
В четверг, 25 мая, в Доме музыки соревновались детские гитарные ансамбли, один из них даже объединил ребят из Магнитогорска и Калуги. В этот вечер к дирижерскому пульту Калужского молодежного симфонического оркестра встал испанец Сесар Альварес. Гость фестиваля — человек мира, он работает и в Мадриде, и Томске, и Санкт-Петербурге; плотно сотрудничает с композитором Эдуардом Артемьевым. Мировые гитарные премьеры представили аргентинец Эдуард Исаак, белорус Павел Кухта, испанец Карлос Пиньяна (гитара), Андрей Иванов (контрабас). Композиторы Марко Перейро (Бразилия), Сергей Ильин (Санкт-Петербург), Галина Горелова (Беларусь) и Михаил Иванов написали музыку специально для калужского фестиваля!
Занавес музыкального форума опустил Эл Ди Меола, человек- фьюжн. «Мирзоян квартет» оттенял гитарное соло голосоподобным пением струнных инструментов, среди которых была скрипка Гварнери! Музыка-фонтан, музыка-прибой, которая может сокрушить утес, но несет радугу в каждой капле, закрыла XX фестиваль.
Калужский губернатор Анатолий Артамонов, поднявшись на сцену, поблагодарил организаторов форума и артистов. Он назвал труд художественного руководителя Олега Акимова и директора фестиваля Елены Акимовой титаническим. Создатель музыкального брэнда Калуги получил почетное звание «Заслуженный работник культуры Калужской области».
…Отгремели овации, раздарены цветы, получены автографы. Поэт писал про окончание встречи с читателями: «Мои ботинки черны, как гири». Каждый год тяжело расставаться с чудесами «Мира гитары». В большинстве стран Европы граждане становятся совершеннолетними в 21 год. Что-то принесет этот рубеж творению Олега Акимова и нам, поклонниками фестиваля…
Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения