Шерстяные фантазии

Еще недавно я думала, что валять можно только валенки. Поездка в Малоярославец открыла глаза на новую для наших краев технику рукоделия. Местная валяльщица Инна Давыдова показала нам свои поделки в стиле фальцевания и дала мастер-класс.

Если наши читатели, так же как и автор этих строк, раньше не имели понятия о сухом валянии, поясню. Из непряденой шерсти с помощью специальных игл делаются различные потрясающие вещички и фигурки, от бижутерии до игрушек. Что касается последних, то, к примеру, звери получаются очень близкими к оригиналу.

В доме у Инны Давыдовой на полочках уютно устроились малыши-ежи, зайчата, лисы, котята, псы, крыски и крольчата. Пока мы рассматривали этот зоопарк, кот Ватсон пришел поиграть с войлочной мышкой и мешал нашему фотокору снимать игрушку. Домашний питомец неравнодушен к хозяйскому хобби и периодически тоже «валяет» — катает по полу поделки, вытаскивает кусочки шерсти из Инниных запасников и греет на них свои мягкие бока.

Инна, видимо, родилась творческим человеком. Кстати, ее мама вышивает чудесные картины. А дочка с детства лепила, шила и вязала кукольную одежду. Рисованию хотя и не училась, но постоянно готовила школьные стенгазеты, участвовала в творческих конкурсах.

После школы работала на местной фабрике сувенирных изделий «Русский подарок». Инна стала инкрустатором. Наверное, она и по сей день бы этим занималась, так как занятие очень пришлось по душе. Но в начале девяностых годов прошлого века фабрика приказала долго жить, а Давыдова оказалась на улице.

После этого она работала в различных сферах, причем старалась выбирать те из них, где есть место рукотворчеству и можно покреативить. И даже в, казалось бы, банальной сфере торговли Инна нашла то, что было ближе всего. Она устроилась в отдел сувенирной продукции. Здесь девушка познакомилась с поделками ручной работы, в том числе с войлочными игрушками.

Инна показала нам первое сваленное из шерсти изделие — крохотную спящую собаку. Чтобы ее сотворить, она купила шерсть, энциклопедию войлока, пару иголок — и полетела домой пробовать. Не переодевшись, выложила свои приобретения на стол — и началось… Собачка получилась вполне приличная, симпатичная, хотя и мягкая. Как потом выяснилось, настоящая игрушка из войлока должна быть твердой, как теннисный шарик, и стучать, как дерево.

Но главное — первый блин не оказался комом. Окрыленная успехом, Инна начала углубляться в азы валяния и все больше понимала: это то самое, чего ей давно хотелось.

Раньше она вместе с мамой вышивала картины крестиком, но в какой-то момент поняла, чего ей в рукоделии не хватает — творчества! Популярное ныне вышивание панно по готовым схемам не дает полного удовлетворения, так как за тебя уже все придумали, составили пошаговые инструкции, подобрали цветовую гамму. Хотелось чего-то своего, чтобы можно было проявить фантазию и самостоятельно покорпеть над идеей.

Инна рассказала нам о технике сухого валяния, которую она сама осваивала с помощью книги и интернета. По ее словам, ничего сложного нет, но нужны точность, терпение и выносливость. Приходится работать длинными острыми иглами, которые так и норовят воткнуться в пальцы.

Валяние — процесс достаточно длительный. К примеру, на одну игрушку средней величины уходит до десяти дней, а на малыша размером с пол-ладошки — несколько. Почему так много? В процессе сваливания шерсти войлок многократно уплотняется. Чтобы его проткнуть, нужно с каждым разом прикладывать все больше усилий. Часа два-три работы иголкой в день — больше руки отказываются слушаться, нужен отдых.

Игла в пальцах валяльщицы мелькает с такой скоростью, что становится страшно за них. При этом наманикюренные ноготки Инны умудряются избежать проколов:

— Сколько нужно упражняться, чтобы достичь такой сноровки?

— Поначалу получалось намного медленнее, пальцы были все в ранках. Первые полгода — год ушли на то, чтобы набить руку.

В зависимости от формы иглы можно создавать различные по плотности и структуре изделия. Войлочные собаки и коты могут быть гладкошерстными и длинношерстными.

Первые игрушки Инна подсматривала в книжках и Всемирной паутине. А сейчас, по ее словам, глаза открылись, и она стала замечать идеи вокруг себя. То на кухонном полотенце увидит симпатичную мордашку и сваляет похожую, то запечатлеет в войлоке четвероногого питомца своей знакомой.

Друзья, оценив растущее мастерство Инны Давыдовой, стали просить сделать копии лохматых любимцев. В альбоме у мастерицы есть фотографии, где на одних — настоящие собаки и коты, а на других рядом — их войлочные аналоги. Одного рукотворного бульдога я даже спутала с живым. А насколько приятно такого песика взять в руки — теплого и шерстяного!

Кроме игрушек, Инна делает очень эффектные брошки-заколки, может свалять и дамскую сумочку. Правда, эти изделия выполнены уже в другой технике — мокрого валяния. Хотя, по словам Давыдовой, здесь она пока не ас, но получилось удивительно красиво!

А еще есть шерстяная картина с маками, где вместо красок — тончайшие живые нити. Кажется: такое чудо доступно перу (вернее — рукам) художников. По словам нашей собеседницы, вполне можно попробовать создать и самому. Как когда-то, четыре года назад, сделала она.

Теперь Инна Давыдова — постоянный участник калужской выставки-ярмарки «Театр вещей», выставок в Малоярославце и Обнинске. Ее шерстяные фантазии полюбились посетителям, а сама она полна желания развиваться в этом направлении и дальше.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.