Существует у зрителя железная логика: если у актрисы муж — режиссер, то ей обеспечены главные роли и всеобщее почитание. А вот случаи, когда оба мастера сцены — соратники, весьма редки.
Веру Алентову каждый зритель страны знает как Катю Тихомирову из фильма «Москва слезам не верит». К этой ее работе мы еще вернемся, а пока начнем с детства, которое у будущей кинозвезды было бедным и неуютным. Отец умер рано, и она вместе с матерью кочевала по стране: с Севера, где родилась, — на Украину, в Узбекистан, на Алтай. У мамы не было возможности баловать девочку, поэтому она вместо покупки красивых кукол мастерила их ей из картона. Вера была ребенком замкнутым, подруг у нее не было, а поэтому она любила сидеть в тиши и придумывать разные романтические истории.
Маме очень хотелось, чтобы дочка стала медиком. Именно по ее настоянию Вера поступила в Барнаульский медвуз, но не проучилась и года — с помощью отчима попала в труппу местного театра. Мать устроила скандал, но было поздно — Вера видела свою жизнь только на сцене. А пока она вынашивала свою заветную мечту, приходилось работать: на почте, в аптеке, на меланжевом комбинате.
В 1961 году она приехала покорять Москву, точно так же, как и ее героиня из фильма. Поступила без особого труда в Школу-студию МХАТ и уже на втором курсе вышла замуж за однокурсника Владимира Меньшова, чем очень озадачила преподавателей, которые Веру считали очень перспективной актрисой, а студента Меньшова, будущего оскароносного режиссера, — не очень. Сразу после диплома Веру пригласили в Театр имени А. Пушкина, которому и была верна всю жизнь. С самого начала молодая актриса играла исключительно героинь, так что ссылаться на мужа-режиссера здесь неуместно — он тогда таковым и не был.
Начало кинокарьеры у Алентовой было не больно успешным. Какие-то маленькие ролишки в мало кому известных фильмах. Так было до 79-го года, когда Владимир Меньшов начал снимать фильм «Москва слезам не верит». С главной героиней долго не складывалось: Ирине Купченко не понравился сценарий, а Маргарита Терехова ехала на съемки в Одессу. Пришлось ему позвать жену. И он не ошибся, хотя на всем протяжении съемок был к ней неимоверно придирчив.
Фильм имел колоссальный успех, пересекший границы СССР и добравшийся до Америки. В 1981 году он был удостоен премии «Оскар», но за границу поехала Алентова. Она путешествовала по миру и с людьми разных национальностей снова и снова оценивала свою работу. Теперь она — звезда советского кино, обладательница Государственной премии. Режиссеры наперебой приглашают ее в свои фильмы.
Через год она снялась вместе с мужем в картине «Время для размышлений», а затем получила Государственную премию имени братьев Васильевых за главную роль в последнем фильме Юлия Райзмана «Время желаний». Здесь ее героиня — полная противоположность Кате Тихомировой. Ее Светлана Васильевна — молодая, очень энергичная женщина, часто меняющая работу, привыкшая всегда добиваться своей цели. А она у нее в том, чтобы выйти замуж. Немолодой интеллигентный чиновник Владимир Дмитриевич в исполнении Анатолия Папанова хоть и любит свою избранницу, но чувствует себя униженным под натиском ее вмешательства в его судьбу. Финал трагичен — он умирает от разрыва сердца…
Интересной была работа Алентовой в фильме Меньшова «Ширли-мырли», где она сумела сыграть сразу три роли. Спустя пять лет она снова снимается у мужа в фильме «Зависть богов», где немало достаточно откровенных сцен. (Как это допустил режиссер-супруг?!) О картине стоит упомянуть хотя бы из-за того, что в ней снимался знаменитый француз Жерар Депардье.
В последующие годы Вера мало снимается в кино — всю себя она отдает театру. Это понятно — растет дочь Юля, которая вслед за родителями стала актрисой да еще примерила на себе папину режиссерскую профессию.
Стоит здесь назвать одну любопытную работу трио Меньшовых — спектакль «Любовь. Письма». История о невстречах, о неслучившемся счастье — пересказ в письмах главных героев, которые они писали друг другу всю жизнь. Их исполнили Меньшовы, чей супружеский стаж более полувека. Режиссером же выступила дочь. Вот такое трио.
Вера Алентова признается: «С мужем и спорим, и ссоримся, а потом бежим друг к другу навстречу. Нам не скучно, потому что любим».
Комментарии
Больше по теме
«А кто ещё туда поедет?» Зачем гуманитарщики везут груз на передовую
Гавайская вечеринка на уроке истории
Англичанка из Барятина