Меньшовы: неразлучное трио

Существует у зрителя железная логика: если у актрисы муж — режиссер, то ей обеспечены главные роли и всеобщее почитание. А вот случаи, когда оба мастера сцены — соратники, весьма редки.

Веру Алентову каждый зритель страны знает как Катю Тихомирову из фильма «Москва слезам не верит». К этой ее работе мы еще вернемся, а пока начнем с детства, которое у будущей кинозвезды было бедным и неуютным. Отец умер рано, и она вместе с матерью кочевала по стране: с Севера, где родилась, — на Украину, в Узбекистан, на Алтай. У мамы не было возможности баловать девочку, поэтому она вместо покупки красивых кукол мастерила их ей из картона. Вера была ребенком замкнутым, подруг у нее не было, а поэтому она любила сидеть в тиши и придумывать разные романтические истории.

Маме очень хотелось, чтобы дочка стала медиком. Именно по ее настоянию Вера поступила в Барнаульский медвуз, но не проучилась и года — с помощью отчима попала в труппу местного театра. Мать устроила скандал, но было поздно — Вера видела свою жизнь только на сцене. А пока она вынашивала свою заветную мечту, приходилось работать: на почте, в аптеке, на меланжевом комбинате.

В 1961 году она приехала покорять Москву, точно так же, как и ее героиня из фильма. Поступила без особого труда в Школу-студию МХАТ и уже на втором курсе вышла замуж за однокурсника Владимира Меньшова, чем очень озадачила преподавателей, которые Веру считали очень перспективной актрисой, а студента Меньшова, будущего оскароносного режиссера, — не очень. Сразу после диплома Веру пригласили в Театр имени А. Пушкина, которому и была верна всю жизнь. С самого начала молодая актриса играла исключительно героинь, так что ссылаться на мужа-режиссера здесь неуместно — он тогда таковым и не был.

Начало кинокарьеры у Алентовой было не больно успешным. Какие-то маленькие ролишки в мало кому известных фильмах. Так было до 79-го года, когда Владимир Меньшов начал снимать фильм «Москва слезам не верит». С главной героиней долго не складывалось: Ирине Купченко не понравился сценарий, а Маргарита Терехова ехала на съемки в Одессу. Пришлось ему позвать жену. И он не ошибся, хотя на всем протяжении съемок был к ней неимоверно придирчив.

Фильм имел колоссальный успех, пересекший границы СССР и добравшийся до Америки. В 1981 году он был удостоен премии «Оскар», но за границу поехала Алентова. Она путешествовала по миру и с людьми разных национальностей снова и снова оценивала свою работу. Теперь она — звезда советского кино, обладательница Государственной премии. Режиссеры наперебой приглашают ее в свои фильмы.

Через год она снялась вместе с мужем в картине «Время для размышлений», а затем получила Государственную премию имени братьев Васильевых за главную роль в последнем фильме Юлия Райзмана «Время желаний». Здесь ее героиня — полная противоположность Кате Тихомировой. Ее Светлана Васильевна — молодая, очень энергичная женщина, часто меняющая работу, привыкшая всегда добиваться своей цели. А она у нее в том, чтобы выйти замуж. Немолодой интеллигентный чиновник Владимир Дмитриевич в исполнении Анатолия Папанова хоть и любит свою избранницу, но чувствует себя униженным под натиском ее вмешательства в его судьбу. Финал трагичен — он умирает от разрыва сердца…

Интересной была работа Алентовой в фильме Меньшова «Ширли-мырли», где она сумела сыграть сразу три роли. Спустя пять лет она снова снимается у мужа в фильме «Зависть богов», где немало достаточно откровенных сцен. (Как это допустил режиссер-супруг?!) О картине стоит упомянуть хотя бы из-за того, что в ней снимался знаменитый француз Жерар Депардье.

В последующие годы Вера мало снимается в кино — всю себя она отдает театру. Это понятно — растет дочь Юля, которая вслед за родителями стала актрисой да еще примерила на себе папину режиссерскую профессию.

Стоит здесь назвать одну любопытную работу трио Меньшовых — спектакль «Любовь. Письма». История о невстречах, о неслучившемся счастье — пересказ в письмах главных героев, которые они писали друг другу всю жизнь. Их исполнили Меньшовы, чей супружеский стаж более полувека. Режиссером же выступила дочь. Вот такое трио.

Вера Алентова признается: «С мужем и спорим, и ссоримся, а потом бежим друг к другу навстречу. Нам не скучно, потому что любим».