Почему ситуация в здравоохранении не вызывает оптимизма

На днях в одной из местных газет наткнулся на информацию о том, что для медиков региона разработана специальная брошюра, в которой даются практические советы по поводу того, как избежать конфликта с пациентами. Проблема эта действительно существует. Практически ежедневно из новостей мы узнаем о нападениях на врачей неадекватных граждан. А случаи, когда машинам скорой помощи не уступают дорогу, и иногда это приводит к трагическим последствиям, уже никого не удивляют. В то же время у людей порой возникает возмущение действиями самих медиков, которые не проявляют чуткость и внимание по отношению к пациентам. Одним словом, получается замкнутый круг. 

Как из него выйти? Как добиться того, чтобы между работниками здравоохранения и пациентами царили гармония и взаимоуважение? По мнению авторов брошюры, врачам надо почаще улыбаться пациентам. С людьми надо общаться вежливо и спокойно, доброжелательно их выслушивать, и тогда многих конфликтов удастся избежать. 

Ни в коей мере не хочу ставить под сомнение данный тезис. Доброе слово, как известно, тоже лечит. Все мы будем только рады, если, придя в поликлинику или позвонив в регистратуру, столкнемся не с плохо скрываемым безразличием, а с предупредительностью, вежливостью и участием со стороны медицинского персонала. Но, на мой взгляд, одними лишь улыбками многочисленные проблемы, существующие сегодня в медицине, не решить. 

Озлобленность у людей вызывает не то, что медики им не улыбаются и не раскланиваются при встрече и расставании, а то, что качество медицинских услуг год от года не становится лучше. Об этом, кстати, на круглом столе, на котором проходила презентация брошюры, говорили сами врачи. У населения возникает чувство когнитивного диссонанса. С экранов телевизоров и страниц газет ему постоянно рассказывают, что доступность и качество медицинской помощи повышается, что бесконечные «модернизации» и «оптимизации» направлены на улучшение ситуации в здравоохранении. 

Но когда мы выключаем телевизор и сталкиваемся с реальностью, то видим, что все обстоит прямо наоборот. Те же очереди из поликлиник, несмотря на обещания, никуда не делись. Как гоняли больных из кабинета в кабинет, так и продолжают. Никуда не делся и дефицит врачей узкой специализации, продолжается рост платных услуг и цен на лекарства. Вполне понятно, что у людей это вызывает раздражение. 

У медиков, конечно, жизнь-то не сахар. Им надо умудриться осуществить прием пациента за двенадцать нормативных минут (никак не могу понять, что можно успеть за это время), много сил отнимает бумажная работа. Наконец, уровень заработной платы работников здравоохранения, скажем так, оставляет желать лучшего. Поэтому многие из них вынуждены подрабатывать на стороне. Согласитесь, что при такой нагрузке немногие находят в себе силы светиться от счастья, приходя на работу. 

Одним словом, недовольны и медики, и пациенты, и это уже приобретает системный характер. Самое грустное, что, судя по всему, нет никаких оснований надеяться на то, что ситуация в здравоохранении изменится к лучшему. Эксперты и специалисты уже давно говорят о том, что в нашей стране происходит медленное, но поступательное сворачивание системы бесплатной медицины. Вслух об этом, конечно, никто не говорит. Об этом говорят сами действия. 

Если не ошибаюсь, из федерального бюджета на здравоохранение в нынешнем году планируется направить 362 миллиарда рублей, в прошлом году на эти цели направлялись 544 миллиарда, весьма серьезное сокращение. Самое серьезное сокращение коснулось поликлинического звена – расходы на амбулаторную помощь уменьшились со 113 до 69 миллиардов рублей. На стационарную медицинскую помощь будет выделено 148 миллиардов, годом ранее было 243 миллиарда. Уменьшены также траты на санитарно-эпидемическое благополучие и на прикладные исследования. 

Всемирная организация здравоохранения рекомендует, чтобы на медицинскую отрасль тратилось не менее 6 процентов ВВП страны. В России этот показатель составляет всего 3,6 процента. В этом плане мы уступаем не только ведущим западным странам, но даже братской Белоруссии, где на медицину тратится 5,8 процента ВВП. 

Периодически делаются вбросы по поводу того, что надо лишить бесплатной медпомощи безработных и самозанятых. Мол, пусть сами платят за обращение к врачу. Короче говоря, процесс идет, и его итоги могут быть весьма плачевными как для всей системы отечественного здравоохранения, так и граждан. Так что, боюсь, повода для улыбок у медиков и пациентов будет все меньше.