Возлюбить «рогатого»

Как калужан «стимулируют» пересесть на муниципальный транспорт

В прошедший День смеха калужанам было явно не до смеха. Как известно, с 1 апреля в областном центре резко (на 37 процентов!) подорожал проезд. Одна поездка в троллейбусе теперь обходится гражданам в 19 рублей, а за «удовольствие» прокатиться на частных и муниципальных автобусах придется выложить 22 рубля.

О грядущем повышении было объявлено заранее, но все-таки для многих горожан нехилое повышение платы за проезд (теперь по этому показателю мы одни из лидеров в ЦФО) стало шоком. В первые дни можно было наблюдать, как по городу ездят практически пустые маршрутки, и люди, в принципе, не сдерживали эмоции, комментируя решение городских властей взвинтить цены. Конечно, народ пошумит-пошумит, а все равно ездить будет. Куда деваться? Пешком ходить хоть и полезно для здоровья, но все же не совсем удобно.

По мнению многих, муниципальные власти выбрали весьма оригинальный способ спасти от банкротства Управление калужского троллейбуса и сделать это предприятие безубыточным.

Руководство УКТ постоянно плачется на то, что частные извозчики «отнимают» у них заработок. Троллейбус считается экологически чистым видом транспорта, пожалуй, на этом все его преимущества заканчиваются. Всем очевидно, что троллейбусы вчистую проигрывают конкуренцию частным перевозчикам. И не только потому, что несут бремя перевозки льготников. Пассажиры выбирают маршрутки за то, что те быстрее и маневреннее. Вот и все. Троллейбусы мало того, что ползут еле-еле, их еще приходится и подолгу ждать.

Я ни в коей мере не собираюсь идеализировать коммерческих перевозчиков, к ним претензий хватает. Но идея в перспективе убрать с самых популярных маршрутов частников и оставить там только троллейбусы, на мой взгляд, несколько авантюрна и не продумана. Наверное, для троллейбусников это будет хорошо (еще бы, конкурента убрали), а вот для калужан вряд ли.

Думаю, что за пассажира надо бороться постоянно, повышая комфорт и качество перевозок, у нас же решили пойти своим, оригинальным, путем. В очередной раз залезли в карман к людям, повысив тариф, «стимулируя» их пересесть на троллейбусы.

На планерке в горуправе руководитель Управления калужского троллейбуса Вадим Витьков с нескрываемым оптимизмом говорил о том, что установившаяся с 1 апреля разница в стоимости проезда в муниципальном транспорте и коммерческих маршрутках, введение системы проездных билетов (даже брелоки придумали) будут способствовать привлечению новых пассажиров. Хорошо, если так.

Он также признал, что многие калужане были не готовы к резкому повышению платы за проезд: «люди удивлялись, но сейчас уже все успокоились». Тут бы я с ним поспорил. Никто еще не успокоился, почитайте дискуссии в соцсетях, и реакция горожан сразу станет понятна.

Как ожидается, новый тариф позволит Управлению калужского троллейбуса получить в качестве дополнительных доходов около 23 миллионов рублей. Будем надеяться, что это, а также энергия и напор нового руководства позволят наконец предприятию выйти из состояния комы, в котором оно пребывает все последние годы. Давайте верить, что теперь на линии будет выходить достаточное количество машин, причем новых, а не латаных-перелатаных «сараев». Поверим в то, что «рогатые» будут ходить строго по расписанию (особенно в часы пик и вечером), а не как бог на душу положит.

Ну и, наконец, очень хочется верить в то, что через два-три года (а то и раньше) мы вновь не услышим «старые песни о главном» по поводу срочной необходимости в очередной раз повысить плату за проезд. Мол, электроэнергия и ГСМ дорожают, инфляция растет, водителей не хватает и т.д. Давайте скажем честно, постоянно решать проблему эффективной работы и в целом существования троллейбусного управления за счет граждан, может быть, кажется логичным тактически, но отнюдь не стратегически.

Если плата за проезд не перестанет повышаться, в один прекрасный день калужанам станет дешевле и проще вызывать такси прямо к подъезду.