На территории детства

Кто из взрослых хоть иногда не мечтал вернуться в безоблачное детство? Повзрослевшим мальчишкам снятся дворовые сражения, а вчерашним девочкам, конечно же, куклы.

Только поколению пятидесятых годов о нарядных Барби ничего не было известно. В городах, правда, была возможность купить штампованных пластмассовых в магазине, а вот на селе чаще всего бабушки и мамы мастерили для своих крошек игрушки попроще.

Дом Натальи Хазбулатовой стоит на окраине Перемышля. Новая улица, застроенная красивыми коттеджами. В доме тоже очень нарядно. Но главное украшение гостиной – море кукол. В шкафах еле расселилось около ста маленьких человечков. Настоящий дружный интернациональный хоровод в костюмах народов мира. Вот такое необычное хобби воспитательницы детского сада, у которой дети давно стали взрослыми. Для кого же тогда такая шикарная коллекция?

— В детстве у меня, конечно, не было такого моря игрушек. Были три куклы: Марина, Юля, а еще Росинка. Она, кстати, дожила до рождения дочери. Помню, очень любила делать им прически и шить разные платья. Как-то с подружкой залезли в бабушкин сундук, вытащили кусок ткани и, не долго думая, раскромсали на столько лоскутков, сколько нужно было для кукольных обновок. А потом отрезали еще и еще раз. Когда бабушка обнаружила безобразие, слегка пожурила, но потом решила научить делать правильные куклы.

— Наверняка она знала, что такое оберег, ведь в деревнях они были непременным дополнением к детским колыбелям и дарились знакомым по разным случаям, в том числе и на свадьбы. Много ли девчонок теперь знают о хитростях их изготовления?

— Своим подопечным в саду я много об этом рассказываю: что у куклы-оберега не должно быть лица, что ее одежду ни в коем случае нельзя сшивать, чтобы не уколоть иголкой, и т. д. Со старшей группой мы не раз делали их сами, всем это очень интересно. Вообще я стараюсь приобщить их к истории своего края, старинным обычаям и обрядам. Все это – хорошая альтернатива компьютерным играм, которые порой превращаются в настоящий психоз.

Было время, соорудили в саду маленький «Уголок избы», где были старые утюги, чайники-рукомойники, коромысла, а еще – образцы местных нарядов. Жалко, что пришлось наш музей закрыть – в саду стало тесновато. Но это не значит, что уроки народного творчества прекратились. Как-то в старом доме, который купила моя приятельница, на чердаке отыскала старинную одежду, которую носили именно в нашей сельской местности. Этот костюм теперь – собственность детского сада. А занавеска (фартук) на Новый год идет для костюма Бабы-яги.

— Наверное, стоит сказать спасибо вашим институтским наставникам, которые так здорово преподали вам работу с детьми. Но ведь совсем не обязательно в рамках должностных инструкций обучать малышей делать закрутки, пеленашки, рассказывать о национальных узорах, самой постоянно искать по городам и весям образцы старины. Вы сами большая мастерица, ведь не в вузе же научили вас расписывать столы, строить детские сказочные домики? Откуда у вас эта любовь к ушедшему детству?

— Я думаю, что у меня многое – от мамы. Она была большая рукодельница. На все свадьбы вышивала для молодых рушники. Я научилась шить с самого детства. И не только куклам – себе, а потом и дочери. Но она, к сожалению, этим не увлеклась – стала юристом. Ничего, сейчас родит первенца, может, и возьмется за иголку. Хотя теперь это не актуально – в магазинах чего только нет!

— Вы ведь уже бабушка. Не боитесь, что малышка-дочка старшего сына, заезжая в гости, разорит вашу коллекцию?

— Нет, не боюсь, она хорошо знает, что такое «нельзя». Главное, чтобы у ребенка появился интерес, а если он здоровый, то и отношение к игрушкам будет серьезным. Я не хочу, чтобы это мое увлечение было «заперто под замок» — пусть люди все это видят и узнают больше о народах, живущих на земле. Знаете, как мне приятно, когда ко мне в гости приезжают родственники из Белоруси или Украины. Идут в комнату, и сразу: «Где тут у тебя наши куколки?».

Знакомы с моими игрушками и детсадовцы. По нескольку штук я приношу их и рассказываю о каждой национальности. Важно ведь не только изучить расцветку кукольного сарафана или платка. Пусть мои ребята с малолетства проникнутся любовью к человеку, любому, на каком краю земли он бы ни жил. Вот и мои куклы, которые мирно живут в одном шкафу, преподают нам уроки доброты.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.