За что будет бороться бизнес?

Вспомните девяностые и нулевые годы. Москва стала «кадровым пылесосом» России, вытягивая из регионов лучших людей.

Столица представляла собой концентрацию власти, денег и возможностей, забирая самое ценное, что есть у человека, — время. Недаром в это же время появилась поговорка: «В Москве живут для того, чтобы работать». 

Но сейчас в Калужской области наблюдается обратная тенденция. С одной стороны, с развитием экономики, открытием новых предприятий у многих людей появились новые возможности самореализации, с другой — жизнь в мегаполисах перестала удовлетворять современным требованиям, люди начинают «работать для того, чтобы жить».

Любой здравомыслящий человек скажет, что инвестиции — это необходимая питательная среда для развития экономики. И вот новые заводы построены, рабочие места созданы, и тут возникает вопрос: а будут ли существующие инструменты привлечения инвестиций так же эффективны в среднесрочной и долгосрочной перспективе? Попробуем разобраться…

В середине нулевых, когда подорожала нефть, российский рынок показал значительный рост. Росли внутренний спрос и потребление. На этой волне многие компании решили создавать производство на территории России.

Тогда бизнес в первую очередь обращал внимание на отсутствие коррупции, поборов с предприятий и административных барьеров, скорость реализации проекта, развитую логистику. Все эти направления Калужская область успешно реализовала, что в конечном итоге помогло выиграть конкурентную борьбу за инвестиции…

Сейчас под действием санкций внутренний рынок сокращается, усиливается конкуренция со стороны китайских производителей, сокращается стоимость перевозки грузов, создаются новые роботизированные производства. Именно поэтому все большую роль на принятие решения влияет наличие талантов.

Для меня в первую очередь талант — это человек, который постоянно ищет возможности для реализации и использует их, способен на оригинальные и эффективные решения, которые могут противоречить устоявшимся правилам, он всегда находится в поиске и создает что-то новое. И неважно, кем он является — ученым, инженером или предпринимателем.

Существуют две модели по привлечению талантов на территорию. Краткосрочная стратегия заключается в «покупке» талантов. Такой политики придерживаются США, создавая льготные условия по иммиграции ученых и созданию комфортных условий для их работы.

Вторая стратегия является долгосрочной и направлена на «выращивание» талантов. Она менее затратна с точки зрения капитальных вложений здесь и сейчас, но и даст результат значительно позже. Для ее реализации необходимо менять подходы к детскому образованию. Это сложная и многомерная задача, которую должны решать региональные и муниципальные органы власти. 

Что же должны сделать органы власти для изменения ситуации? Во-первых, как это принято во власти, разработать программу поддержки развития дополнительного образования. В ней необходимо предусмотреть несколько обязательных элементов.

Первый: открыть весь комплект учебно-методической документации, который используется для обучения в государственных учреждениях для дополнительного образования. Необходимо дать возможность дорабатывать эти программы, что будет стимулировать предпринимательскую активность и конкуренцию. Такой подход известен в сфере информационных технологий, называется OpenSource и уже достаточно давно зарекомендовал свою эффективность.

Второй элемент — компенсация предпринимателям в области дополнительного образования затрат, связанных с разработкой программ и закупкой необходимого оборудования. При этом предусмотреть средства на разработку программ в размере не менее 20 млн рублей в год в течение как минимум трех лет. А покупку специализированного оборудования субсидировать через программу поддержки малого и среднего предпринимательства.

Третий элемент — инфраструктура. В разных частях города необходимо сформировать сеть детских развивающих центров на базе уже действующих школ (безусловно, не в ущерб учебному процессу) либо создавать с нуля, в том числе привлекая частные инвестиции, предоставляя помещения в почасовую аренду для проведения занятий. Такие центры позволят снизить порог первоначальных затрат для предпринимателей.

Четвертый элемент — снижение административных барьеров. Получение лицензии на ведение образовательной деятельности регулируется федеральными нормативно-правовыми актами. Для того чтобы получить лицензию на ведение образовательной деятельности, надо минимум 105 дней. И все это время организация фактически не может работать. При этом даже на школьные помещения, которые постоянно проверяются и МЧС, и Роспотребнадзором, требуется получение повторного заключения! А процесс заключения договора аренды помещений с муниципальным органом власти должен быть предсказуемым и не очень длительным.

Пятый элемент — налоговые льготы. Предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сфере образования, необходимо предоставить налоговые каникулы на срок не менее трех лет. А владельцев детских развивающих центров освободить от земельного налога и налога на недвижимость. 

Шестой элемент — создание системы по выявлению и сопровождению талантов. Для выявления талантов необходимо создавать соревновательную систему: различные олимпиады, конкурсы, профессиональные соревнования. А самым главным призом станет сформированная траектория развития. Победители этих соревнований должны иметь возможность развивать свои знания через участие в специальных образовательных программах.

Седьмой элемент — проект «Образовательный сертификат». В его рамках выпускаются образовательные сертификаты, которые можно использовать для получения образовательных услуг как в частных, так и в государственных образовательных учреждениях. Именно с помощью образовательных сертификатов победители конкурсов и олимпиад смогут получать хорошее дополнительное образование.

Для эффективной конкуренции участникам борьбы  за таланты необходимо сосредоточить свои усилия на двух аспектах: среда и возможность самореализации. При этом среду необходимо понимать более широко, чем просто создание комфортной инфраструктуры для жизни. Важную роль здесь занимает социальное окружение, возможность общаться с себе подобными и черпать из него энергию.

Вот представьте себе, вы живете в комфортном благоустроенном городе, у вас есть возможность проявлять социальную активность (участвовать в различных мероприятиях). У вас двое детей, которым доступны сотни кружков по десяткам направлений. Вы точно знаете, что в любом случае они получат хорошее образование и у них будет возможность создать свой бизнес или построить успешную карьеру у не менее талантливого предпринимателя. 

Вы хотели бы жить в таком месте? Я — да!