Лия Ахеджакова. С походкой «от бедра»

 

«Мне столько досталось в жизни от критиков, что я стала забывать, кто меня поносил и за что». Так говорит Лия Ахеджакова, ставшая народной богиней благодаря «Служебному роману», «Небесам обетованным», «Гаражу», «Старым клячам» и прочим фильмам, где никогда ей не давали главных ролей.

Обидно ли это — быть актрисой второго плана? Хотя в них ей не было равных! Обожающий ее Эльдар Рязанов говорил: «Лучше сняться у хорошего режиссера в маленькой роли, чем у плохого — в большой». Почему не позволяли быть примой? Ответ прост: слишком ярким и узнаваемым был типаж, перетягивающий внимание зрителя на себя.

Ее театральная карьера началась в Московском ТЮЗе в амплуа травести. Играла мальчиков и девочек, а еще петушков, хрюшек и даже утюг. И так шестнадцать лет. В 1977 году ее пригласила в «Современник» Галина Волчек, где Ахеджакова бессменно и работает почти сорок лет. Дебютом в кино стал фильм «Ищу человека», вроде бы не такой уж выдающийся, хотя был отмечен призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно. А дальше актерская судьба сводила ее со многими видными режиссерами. У Владимира Меньшова она снялась в маленькой, но ярчайшей роли руководительницы фирмы знакомств («Москва слезам не верит»). С подачи актрисы всем стало ясно, что и там у нас процветает блат, не зря ведь она руководящей даме предложила жениха «из запасников»! 

С великим трудом Рязанов уговорил ее сыграть подругу Нади в «Иронии судьбы». После выхода на экран картины вся страна запела про вагончик. Но самый громкий успех ждал Лию в «Служебном романе». Ее секретарша Верочка стала этакой советской Коко Шанель, знающей, какие «шузы» сейчас носят и как правильно ходить «от бедра». За эту роль она была удостоена Государственной премии.

Такой же звездной стала и ее роль младшего научного сотрудника Елены Малаевой в «Гараже». Рязанов и Брагинский писали несгибаемую идеалистку специально «под» Ахеджакову. Именно она заперла дверь, чтобы никто не разбежался с собрания, именно она предложила голосовать за исключаемых из кооператива. Ее лозунг: «У верблюда два горба, потому что жизнь — борьба». Борьбе, по ее понятиям с несправедливостью, она и посвятила всю жизнь, ввязываясь в различные митинговые дрязги не очень приличного толка. За что была неоднократно резко критикуема коллегами и общественностью.

Не хочется смешивать политику с искусством. Как бы актриса ни относилась к отдельным политфигурам, но ее талант никто не отрицает — случайным служителям Мельпомены высокие звания не присваивают! У нее великое умение правильно и хлестко произносить реплики, чтобы однажды сорвавшись с языка, они превратились в фольклор и навсегда улетели в народ. Это она продемонстрировала в лучшем, на мой взгляд, фильме Рязанова — «Небеса обетованные». Там глаз не оторвать от Фимы-Ахеджаковой. Помните начальную сцену на паперти, где они с нищенкой-новичком (Ольга Волкова) отчаянно сражаются за булку?

Возможно, здесь она играла свое голодное послевоенное детство, когда были тяжело больны родители и школьница Лия спасла их, написав письмо самому Сталину с просьбой прислать лекарства. Прислал. А вот ее по фильму незабываемые монологи: «Перед вами жертва коммунистического террора», «Ты по-прежнему на демократической платформе или упираешься в ленинизм?», «Окажите материальную поддержку первой пионерке».

Рассказывает, какими были трудными съемки. Актерский состав блестящий: В. Гафт, О. Волкова, Л. Броневой, В. Невинный, О. Басилашвили. И все они жили на настоящей свалке, которую по сценарию местная власть решила снести, а ее обитателей разбросать: кого — в дом престарелых, кого — в психушку. А помните в картине снегопад? Он был из пластика и больно царапал лицо и даже попадал в глаза. Переодевались актеры за надгробным памятником, что был поблизости. Холод был жуткий, как, впрочем, и в троллейбусе, где жила Фима. За эту роль Ахеджакова была признана лучшей актрисой 91-го года. Критика отмечает то ее неизменное изящество, с которым она приколола к обтрепанной юбке Фимы линялый шлейф своих лучших ролей.

Талант острохарактерной актрисы, склонной к гротескным и трагикомическим ролям, проявился и в фильме «Старые клячи», где сыграл изумительный квартет задорных, афористичных и немного грустных женщин: Л. Гурченко, Л. Купченко, С. Крючкова и «Чарли Чаплин в юбке» — Лия Ахеджакова. Уверена, что большинство киноманов считают, что и жизнь актрисы — точная копия ее взбалмошных героинь. Тем более что в фильме «Гараж» она всех уверила, что женщина она одинокая.

Между тем за свою более чем семидесятилетнюю жизнь она умудрилась трижды сходить замуж. Первый ее брак был с актером Малого театра В. Носиком. Человек он был талантливый, но и пил с таким же усердием. Разошлись, причем Лия отдала ему свою квартиру, купленную на отцовские деньги. Следующий брак был зарегистрирован с художником Б. Кочейшвили, которого она тянула, продвигала, пиарила как могла. Пока не лопнуло терпение. После второй неудачи счастья десять лет в загс не заглядывала.

Встреча с фотографом Владимиром Персияниновым положила конец ее семейным неудачам. К тому времени ей уже было за шестьдесят. Счастье случилась. Теперь у нее помимо любимой сцены есть еще и любимый дом. Даже в день своего семидесятипятилетнего юбилея она, отработав на репетиции, тихо убежала от шумного торжества к мужу и подруге, объяснив поступок так: «Это не характер плохой, а иммунитет». Понятно, что актриса не любит выставлять на показ свою личную жизнь, недолюбливает и журналистов. И все же известно, что встретились две родные души. И возраст актрисы вернулся как бы в сторону молодости: она элегантна, весела, энергична, даже водит машину. Все это совмещается с работой на сцене, на съемочных площадках, в гастрольных поездках.

Надо думать, что любящий муж хоть немного охладит «революционный» дух своей супруги. Годы уже не те, да и ее борьба с «призраками социализма» мало кому приносит пользы. Кажется, свою желчь и сарказм она с лихвой выплеснула в «Небесах обетованных», как, впрочем, и сам постаревший Эльдар Рязанов.