Город пришёл в деревню

В одном из недавних номеров «Знамени» был опубликован репортаж наших журналистов из калужского офиса «Мои документы».

Жители областного центра уже оценили преимущества получения госуслуг в «одно окно». А насколько востребованы МФЦ в глубинке? Мы решили это выяснить, побывав в Жуковском районе.

Муниципальное казенное учреждение «Городской дворец культуры «Созвездие» в городе Белоусове. При нем находится библиотека. Чуть более года назад здесь разместилось территориальное обособленное структурное подразделение ГБУ МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы».

Мы понаблюдали, как проходит прием посетителей МФЦ в Белоусовской библиотеке. Вопреки мнению о том, что эти офисы в районах не настолько востребованы, как в больших городах, народ шел и шел в библиотеку за «бумажными» услугами.

Одна из посетительниц приехала сюда из близлежащей деревни, для того чтобы оформить временную регистрацию мужу-иностранцу. За последнее время она здесь уже второй раз. До этого регистрировала земельный участок. 

Еще несколько человек также оформляли землю. На данный момент эта услуга самая востребованная.

— Из-за того что границы Белоусова расширились, садоводческие кооперативы переходят в МО из других сельсоветов. Поэтому сейчас массово вносим изменения в кадастр, — говорит сотрудница МФЦ специалист первой категории Нина Семенова. 

Помимо регистрации участков и недвижимости, белоусовцы чаще всего приходят за получением российского и загранпаспорта. 

— Август этого года прошел под знаком оформления документов для получения единовременной выплаты из материнского капитала, — вспоминает Нина Николаевна, — сейчас наплыв этой категории заявителей прошел. 

Пока что в числе редко запрашиваемых числятся услуги по оформлению ИНН, справки о судимости из УМВД и обеспечение инвалидов памперсами и колясками. Однако, по мнению сотрудников офиса, они будут развиваться. Еще не все белоусовцы и жители окрестностей в курсе, что такого рода справки можно сделать у себя, а не ехать для этого в райцентр или даже в Калугу.

Вот семейная пара пришла за загранпаспортами и слегка недовольна тем, что пришлось несколько минут подождать в холле, пока работали с одним из заявителей. Глава семьи вспоминает:

— До этого в Малоярославце также в МФЦ оформляли земельный участок: не успели зайти и присесть, как нас вызвали. Сервис — выше всяких похвал! Но я не виню оператора в Белоусове — она одна, а в Малом несколько окон. 

А я ловлю себя на том, что пару лет назад такую оперативность нельзя было и представить. Люди часами обреченно сидели в коридорах, считая везением, если очередь небольшая и не достигла десятка просителей. 

Когда, наконец, у оператора МФЦ выдалась свободная пятиминутка, расспрашиваю ее о том, что изменилось в работе ТОСПа за год. По словам Нины Семеновой, лишь первый месяц с начала открытия офиса «Моих документов» в библиотеке число посетителей было небольшим. С тех пор оно выросло в несколько раз и продолжает увеличиваться. Сейчас в день в среднем приходят около 20 человек.

Получается, что при восьмичасовом рабочем дне оператора он тратит на одного человека около 25 минут. Но это — среднее арифметическое. На регистрацию мигрантов по месту проживания уходит намного меньше — минут семь. А вот приватизация квартиры с участием четырех и более лиц займет минут тридцать-сорок. Из этого процесса пока, к сожалению, нельзя исключить обязательный этап сканирования всего пакета документов, без него вполне можно было бы уложиться за десять-пятнадцать минут.

До многофункционального центра Нина Николаевна работала с загсе города Жукова. И там, и здесь — справки, документы. Однако в процессе обучения пришлось освоить и узнать очень многое. Раньше она пользовалась только Семейным кодексом, сейчас список используемых источников расширился во много раз!

Мы поинтересовались у работников библиотеки тем, что изменилось для них от такого соседства. Библиотекарь получил возможность подработать на полставки оператором ТОСПа. Из минусов — народу стало больше: шумно, читатели недовольны. Хотя, честно говоря, за все время нашего пребывания в читальный зал не зашел ни один книгочей.

Зато череда посетителей с документами не прерывалась. За первые три часа работы офиса уже подошли шестеро. Кстати, часом пик здесь можно считать время ближе к вечеру, а самым посещаемым днем — пятницу. У многих короткий день, поэтому есть запас времени для бумажных дел.

По информации, предоставленной нам пресс-службой МФЦ, развернутая по области сеть центров и офисов «Мои документы» позволяет получать государственные и муниципальные услуги по системе «одно окно» почти 98 процентам земляков. Сейчас в Жуковском районе доступны более 70 различных государственных и муниципальных услуг. Причем это не предел — список постоянно пополняется. В ближайшем будущем, возможно, к уже существующим добавятся социальные услуги и услуги загса. 

Пока что сервис ТОСПов уступает аналогичным офисам в больших городах. К примеру, чтобы оплатить госпошлину, нужно идти в ближайшее отделение банка. Да и чашечку кофе в период ожидания приема вам выпить не удастся.

И все же неизбалованным жителям небольших населенных пунктов и такое обслуживание кажется удивительным. Но самое отрадное во всем этом — колоссальная экономия времени. Не нужно, как раньше, тратить целый день для поездки с документами в город. Благодаря МФЦ он сам к ним пришел.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.