Сказка поднимает занавес

52-й сезон калужский ТЮЗ откроет премьерой

Калужский ТЮЗ, «театр для всех», открыл свой 52-й сезон. Премьера сказки «Солдат и волшебная дудочка» в переполненном зале показала, что юные зрители готовы к новым впечатлениям. Как достигается это единение с мальчиками и девочками, это кипение чувств и порывов маленьких калужан?

Об этом мы расспросили директора театра Валерию ВИЗГОВУ и главного режиссера Михаила ВИЗГОВА.

— По тем эмоциям, которые выражают дети, зрители, мы ощущаем, что необходимость театра для них возрастает, — сказала Валерия Визгова.

Кино дает увидеть насыщенную, достоверную «картинку», но общение живых людей переполненного зала и сцены оно заменить не может. Наша задача — показ образцов традиционного ролевого поведения мужчины и женщины. Русская культура создавалась веками, и, чтобы сохранить государство, ее нужно воспроизводить в сознании каждого нового поколения. Русская сказка противостоит пропаганде уродливого, не сообразного с природой поведения, облика.

— Какую поговорку вы бы выбрали девизом предстоящего сезона?

— Делай, что должно, и будь, что будет. Правильные идеи дают огромную силу, несмотря на материальную стесненность. 

— Что будет происходить со «взрослой» частью репертуара?

— В связи с пополнением в двух актерских семьях, Евгении Гравит и Кирилла Ланцева, Алины Шелест и Владимира Киселева, мы временно лишились исполнительницы роли Раневской и спектакля «Вишневый сад». Очередная «взрослая» премьера пока пусть останется тайной. 

— Неужели невозможна замена актрисы?

— Нет. Заслуженная актриса России, актриса Малого театра Татьяна Короткова выражала желание сыграть у нас эту роль. Но режиссер, Михаил Визгов, не пошел на это — структура ансамбля может разрушиться. 

— В спектаклях для детей всегда четко разделено добро и зло. Не противоречит ли это задаче воспитания толерантности? 

— Воспитывать нужно терпение и милосердие, а не уравнивать норму и исковерканность. Недавно я была в одном городе, где на каждой улице висели плакаты: «Пост. Надо поститься. И, самое главное, не есть друг друга».

Главный режиссер театра Михаил Визгов раскрыл кухню постановки премьерного спектакля сезона «Солдат и волшебная дудочка»:

— Пьеса Михаила Гусева — собрание традиционных героев народных сказок. Отважному солдату в борьбе с коварством царя помогают волшебные вещи, и добро побеждает зло. Нашей задачей было раскрыть пути роста личности в процессе преодоления препятствий. Совершенно не нормально, что Царевна (Екатерина Крохмалева, Виктория Балашова) выходит замуж за солдата. Как она смогла разрушить систему? Как Солдат из винтика, вещи превратился в человека со свободной волей? Высокие чувства победили сословные традиции. Мы хотим, чтобы каждый ребенок в зале понял: мечта для осуществления требует работы.

— Ваш Солдат (Иван Денисов, Владимир Киселев) умеет быстро принимать правильные решения, имеет силу и волю, чтобы их исполнить….

— Но для Царя, для Воеводы его социальная функция ограничена одной ролью. Царевна же рассмотрела в нем совсем другое. У нее изначально было пять критериев для выбора жениха: «веселый, смелый, умелый, чтобы глаза сияли, умный». А выбранный родителями жених критериям не соответствовал.

— А нужна ли Царевна Солдату? Она с огородом не управится, корову доить не умеет…

— Вопросов много, сказочный мир только кажется простым. Солдат — центральный персонаж многих сказок, потому что он может защищать свой мир, отчизну. Для Царя же (Кирилл Ланцев, Станислав Горталев) жертвы народа — что-то само собой разумеющееся, а он — вне критики и даже вне любых вопросов. Хотя по статусу именно Царь должен быть первым защитником государства. Мы хотели «раздеть» волшебную историю, снять с нее сказочные одежды. Драматичен разрыв Царевны с маменькой — Царицей (Екатерина Семина, Наталья Леонтьева), драматичен ее уход из своей среды. Ребенок изначально — философ, он свободен. Потом общество превращает его в винтик. И став взрослым, он пытается найти ответы на вопросы, которые были ясны в детстве. 

…Студийцы ТЮЗа учатся созидательному творчеству. Две из них, Таисия Козакова и Анастасия Кривова, дебютировали в премьере. Пожелаем артистам и зрителям, чтобы промежуток между сказкой и «Вишневым садом» был заполнен постановками для юношества, далекими от сахарной романтики и чернухи.

Фото автора.