Людмила Зайцева. Без камня за пазухой

Главной своей ценностью людмила зайцева считает семью

Кубанские казачки — люди особого склада. Трудолюбивые, характера жесткого, но, главное, камня за пазухой никогда не держат. Такова и народная артистка России Людмила Зайцева.

Ее мать, потомственная крестьянка, одна ее воспитывала, а потому не очень следила за настроениями взрослеющей дочери — не до того было, к тому же лезть в чужую душу у казачек было не принято. И поэтому Люда жила самостоятельной жизнью, что хотела, то и делала. Конечно, мать очень была удивлена, что дочь настроилась на отъезд в столицу и решила стать артисткой. Но отговаривать не стала. 

И вот такая «степная» веснушчатая девка с косичками-«качелями» и цыпками на руках явилась пред приемной комиссией. И провалилась. Вторая, третья попытки закончились тем же. Другая бы на ее месте точно плюнула на всё и вернулась домой. Но не такой был у девчонки характер. Все кубанские — хваткие, а потому своего добилась: поступила в Щукинское, и начала привыкать к новой жизни. С ранней юности была у Людмилы мечта купить себе когда-нибудь туфли-лодочки. Уж так ей опостылели мужские ботинки! И вот наступил долгожданный час. Только заветная мечта стоила денег, и будущая актриса набрала себе работы, сколько хватало сил: была и уборщицей, и лаборанткой, и штукатуром. Всё это позволило наконец-то купить модные туфли и даже довольно приличное платье. Косичек тоже больше не было — волосы зачесала гладко и строго.

Каким образом совершается отбор в столичные театры — тайна для всех. Вот и Зайцеву не приняли ни в один. Можно сказать, что подобрало ее кино. Дебютом стала мелодрама А. Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Роль, конечно, была крохотная. Но хорошему режиссеру достаточно мгновенного появления актрисы в кадре, чтобы дать должную оценку. Так ее заприметил Виктор Мережко и пригласил на главную роль в картину «Здравствуй и прощай». Ей предстояло сыграть бедовую деревенскую Шурку Ярмолюк, которая растит троих детей одна без мужа, который подался в город «за смыслом жизни». Нежданно судьба подарила ей настоящую любовь. Ее избранника — участкового милиционера, играл знаменитый Олег Ефремов, и от этого у нее в страхе тряслись коленки и темнело в глазах.

С ужасом она вспоминает свой первый съемочный день. Это было все равно что бухнуться в ледяную воду. Смущало ее и присутствие на съемочной площадке супруги режиссера — этакой фифы в темных очках, в мини-юбочке, нога за ногу. А на Людмиле — линялое ситцевое платье. Только вряд ли зрители заметили ее смятение. 

С самых первых кадров на экране была и не актриса — бойкая, веселая, смелая до глупости бабенка. Она и не играла вовсе — она просто жила точно, как в юности, обычной деревенской жизнью.

Следом была знаменитая картина «А зори здесь тихие», где Зайцевой досталась вроде бы малюсенькая роль сержанта Кирьяновой, непреклонная, железная, как струна. За плечами — Карельский фронт. Но какая человечная! Теперь ей предстояло командовать ротой девчат. Приехали, разгрузились, надели гимнастерки, подпоясались, повесили наган и — вперед! Зайцева здесь хоть и не в группе главных героинь, но она на порядок выше многих исполнительниц.

Фильм имел оглушительный успех. Но Людмилу больше никуда не звали. Наступила безработица, накатилось отчаяние. Она даже в какое-то время подумывала о смене профессии. Встреча с Василием Шукшиным была как подарок судьбы. За работу в фильме «Праздники детства» по его рассказам она была удостоена Государственной премии. Этот фильм можно назвать документальным, потому что здесь состоялась ее встреча со сценаристом и режиссером картины Геннадием Ворониным. Красивый русский человек, бывший детдомовец, покорил Людмилу своей непохожестью на других. Они стали мужем и женой и прожили вместе более тридцати лет. Их разлучила только его внезапная смерть.

Дальше наступил период, когда Зайцевой предлагались только главные роли: «Дождь в чужом городе», «Затерянные в песках», «Строговы», «Тихий Дон». Отыскала актрису и режиссер Светлана Дружинина, вспомнив ее работу в драме В. Мельникова «Царевич Алексей», где Зайцева отлично сыграла царственную Евдокию Лопухину, пригласила ее в свой сериал «Тайны дворцовых переворотов», где актрисе предстояло вновь стать царицей — Екатериной Иоанновной. 

Все ее героини — женщины с нелегкой судьбой, а вот в реальной жизни она была счастлива, потому что семью свою скроила по станичным законам. Она и дочь свою Василису любит так же безгранично, как любила ее мать. И воспитывает так же: надо, так надо. 

Жизнь — штука жестокая. Если в семье — лад и уют, значит, непременно придет беда. Почти пять лет прошло со дня смерти мужа, а Людмила никак не может прийти в себя. Точно опустился траурный занавес: где она, зачем, что делает? Все же нашла себя, став бабушкой маленького Серафима. Это уже профессия. А как же кино? Не нужно оно ей теперь. Да и интересных ролей нет.

Все же лучшей ее работой считается роль в фильме «Здравствуй и прощай», где ее, недавнюю выпускницу вуза, с восторгом приняла вся страна. Режиссеры вообще ей ничего не говорили, не поучали, не доказывали. Она всё знала сама. Достаточно вспомнить один изумительный эпизод, когда вместе со своими детьми босиком месит в огромном корыте глину. Весело, красиво, дружно работают. Семья — в этом ее суть.