Купи у бабушки!

В козельской деревне Каменке настало время тыкв

Вы любите сказки? Да кто же их не любит. Наверное, одной из самых лучших во все времена была сказка о Золушке, о замечательных подарках доброй феи, которая отправила ее на бал. Тыква превратилась в карету, крыса — в кучера.

Отыскать героинь старой сказки в деревне Каменке, что под Козельском, было нетрудно. Там что ни дом — сплошные Золушки. Им и феи не нужны — они взращивают такие роскошные разноцветные и разноформенные тыквы, что ими можно было бы заполнить целую городскую площадь.

Раньше эта трасса в направлении Козельска славилась придорожной торговлей яблоками и картошкой. И вот три года назад одна очень трудолюбивая семья Сальниковых решила посадить на своем обширном приусадебном участке тыквы. Урожай выдался славный — самим не съесть и за год. Выставили свои золотистые красавицы вдоль дороги, просили недорого — всего пятьдесят рублей за любую, независимо от размера. Вполне понятно, почему проезжий люд охотно закупал то, что на рынке в областном центре в десятки раз дороже.

Пошли вдоль по улице. Наташа предлагает свой товар, а заодно дает и рецепты, как из тыквы сделать котелок, в котором можно варить всё что хочешь. Ее соседка Любовь Николаевна не здешняя — живет в Сосенском, но приезжает к дочери Вике, которая вместе с мужем свой дом превратила прямо-таки в образец европейского сельского зодчества. Рядом с грудами тыкв на свежескошенных лужайках все еще благоухают розы.

И все-таки пионером этого тыквенного бума стала семья Сальниковых. Нас встретила хозяйка. Как-то не хотелось выпытывать у Ларисы по поводу экономической выгоды новомодного в деревне сельского производства. Но, глядя на ее ухоженный красивый дом, огород и опять же европейского стиля лужайку с причудливыми украшениями, стало ясно, что средства на такое жилищное обустройство пошли немалые. Первоначальное накопление наверняка было от двух коров, а потом, уверена, бизнес разросся и за счет тыкв.

В молодости Лариса работала на заводе в Сосенском, а когда ушла на пенсию, не захотелось сидеть с соседками на лавочке и лузгать семечки. По характеру она женщина огнедышащая, ей все время нужно было что-то сооружать, реформировать, а заодно и молодое поколение приобщать к общему семейному делу. Очень символично, что новый терем (слово «дом» здесь как-то неуместно) возводился на месте старого материнского дома. Мамы давно нет в живых, но ее добрый дух здесь в каждом закоулочке. Ведь это она воспитала такой труженицей свою Ларису, которая, в свою очередь, в традициях крестьянского трудолюбия воспитала и сына Дмитрия.

Сын, конечно, сейчас живет в Калуге вместе с семьей. Но все выходные он с женой и детьми непременно едут в родительский дом, где строительству пока не видно конца. Да и в громадном огороде родителям нужна помощь. Малышню тоже приобщают к труду. Вот откуда такая красота семейного гнезда Сальниковых.

Есть в доме еще одно чудесное место — назовем его погребом. А я бы его назвала «рогом изобилия», потому что именно там, под землей, на мощно сколоченных полках, хранится всё то, что было выращено человеческими руками. Я попыталась подсчитать количество банок с вареньями и маринадами — сбилась. И все же не оставляла одна тревожная мысль: а что если эти гигантские разноцветные груды круглых, продолговатых, грушевидных тыкв возле дома так и останутся до снега лежать непроданными? Оказывается, все будет раскуплено. И у Ларисы, и у Наташи, и у Виктории, и у всех жителей Каменки, чьи усадьбы сегодня украшают яркие оранжевые груды тыкв. Замечательная мода пришла в деревню, а вместе с ней и финансовое благополучие.

Ну а где все же взять для сказочных карет кучера? О крысе подумала, когда спускалась в Наташино хранилище. Да нет их там, потому что все теперь у рачительных хозяев соответствует времени: грызунов выводят современными средствами, да и сам дом не сравнить с деревенской избой — здесь и вода, и газ, и с печками тоже давно простились. Когда сын приезжает к родителям в гости, то признается, что давно бы бросил Калугу и приехал в эту благодать. Жаль, что в Каменке нет ни для него — строителя, ни для жены, закончившей Северо-Западную академию, работы.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.