Людмила Чурсина. На клавишах души

Вряд ли кто поспорит с тем, что народная артистка СССР Людмила Чурсина — самая красивая женщина, возможно, и на планете. Тому доказательство — сравнение ее с безукоризненной Элизабет Тейлор.

Трудно поверить в то, что в детстве и даже в юности она считала себя дурнушкой. Длинная (рост метр семьдесят), нескладная, она даже стыдилась заглядывать в зеркало. Тягу к театру не испытывала, попробовала сыграть в одном школьном спектакле, напутала текст и убежала в коридор плакать. Между тем эта девчонка была круглой отличницей, школу закончила с золотой медалью и видела себя или на сборке самолетов, или на капитанском мостике лайнера.

Поехала в Москву поступать в МАИ, но подружка уговорила ее идти в театральный. Подала документы сразу в ГИТИС, ВГИК и в «Щукинское». Поступила, и уже в студенческие годы на нее стали поглядывать режиссеры. Впервые она появилась на экране в картине «Когда деревья были большими». Крошечная роль, но главным для нее было то, что она играла с Юрием Никулиным и Василием Шукшиным. Настоящая слава обрушилась на еще не дипломированную актрису, когда она в «Донской повести» сыграла Дарью, женщину с сильным характером и знойным нравом.

А дальше последовали главные роли в фильмах, вошедших в золотой фонд отечественного кино: «Виринея», «Угрюм-река», «Журавушка», «Любовь Яровая» и, конечно, «Олеся» по роману Александра Куприна. Но мастера кино из всех этих лент выделили «Журавушку», за что она получила Гран-при на кинофестивале в Сан-Себастьяно.

Чурсина рано вышла замуж. Ее первым избранником оказался как раз режиссер «Донской повести» Владимир Фетин. 

Людмила вспоминает их первую встречу с большой долей юмора: «Это было впервые приглашение на главную роль. Я посчитала, что должна соответствовать. Надела шпильки, мини-юбочку и соорудила немыслимую прическу. И такой я предстала на пыльной станичной улочке в окружении кур и полчищ мух. Фетин тут же отправил будущую героиню на переделку — обабиться.

Была пылкая «бесквартирная» любовь. Чурсина к тому времени уже работала в Вахтанговском театре, куда ее пригласил сам Рубен Симонов, но всё бросила и умчалась к любимому в Питер. Этот брак просуществовал семнадцать лет. Фетин был на пятнадцать лет старше супруги, но не это их развело, а его страстная любовь к рюмке. Людмила изо всех сил боролась с этим его недугом. Потом сказала себе: «Хватит!». Так расстались. 

Второй ее брак был мимолетным и не очень серьезным. Она поймала на улице машину, увидела за рулем красавца-мужчину и сразу решила прибрать его к рукам, даже не потрудившись узнать о его семейном положении. Так она встретила ученого-океанолога Владимира Петровского. 

Терпели они друг друга всего два года. Снова развод. Людмила — человек сильный и смелый: если рвать, то навсегда.  Последний брак был громким — ее мужем стал дипломат, сын всемогущего главы КГБ Юрия Андропова. Кто-то, уверена, сразу вообразит шикарную виллу, машины, правительственные дачи. Но и сам глава семьи жил в обычной квартире, где мебель была весьма невзрачная, а телевизор старый, так же по-спартански был устроен быт и у его сына Игоря. 

Единственным достоянием у обоих была немыслимая масса книг. А любовь ведь была и страсти бушевали. Но Игорь был очень ревнив. Развод, и снова она уходит в никуда с одним чемоданом.

Купила на Петроградской стороне скромную однушку. Там у нее родня, а в Москве — ее театр. Живет на два города. В Театре Российской армии работает уже много лет. Самой звездной стала для нее роль Настасьи Филипповны в «Идиоте». Есть мнение знатоков, что это была самая лучшая героиня Ф. М. Достоевского во все времена. 

Одна из последних ее работ опять же потрясает зрителя. В пьесе-притче «Игра на клавишах души» Чурсина играет гениальную пианистку Лив Штайн, недавно потерявшую сына. Она оказывается в обстановке полного тупика, когда люди вокруг нее перестали чувствовать, любить, слышать друг друга и сосредоточены только на себе. И вот к ней приходит Ангел в обличье девочки, которая старается возродить пианистку к жизни, к творчеству. 

«Мы всегда играем на клавишах чьей-то души», — говорит Чурсина. Эта ее роль, по словам режиссера-постановщика А. Бурдонского, сыграна на пределе человеческого накала, так, как будто кожа содрана.

Сегодня красивая талантливая актриса одна. Одиночество — ее Высочество. Сама уходила от всех мужей, потому что не умела терпеть над собой власть. Начались проблемы со здоровьем. Тяжело пережила смерть матери и младшей сестры, которую нежно опекала. «Я заслуживаю того, что случилось в моей жизни и как, — признается актриса. — Время пришло — всех провожаю. Успеть бы оправдаться за свои грехи. А вообще-то спасибо за то, чего нет…».

Девочка военных лет. Родилась у дороги, в картофельной борозде. Кончился обстрел — мать пошла искать и откопала ее живой. К ней рано пришла слава. В тридцать лет она уже народная артистка РСФСР. В сорок — Советского Союза. Член ЦК комсомола, полпред страны на различных международных форумах. Как актрису ее обожали режиссеры, потому что она могла быть на сцене и смешной, и неуклюжей, и быстроговорящей. За всем этим — ум, интеллигентная, нервная натура. А что же любовь? Была любима, а сама не могла распознать струны чужой души. Так бывает…